Российские учёные придумали «холодильники» для дорог
Новинка позволит продлить срок службы трасс на Крайнем СевереСистема представляет собой несколько труб, по которым при помощи насоса циркулирует хладагент. При этом никаких специальных материалов не потребуется — нужен только фреон, который используется в кондиционерах или, например, бытовых холодильниках.
Сами трубы прокладываются в грунте под дорогой. За счёт зоны холода, которая создаётся вокруг установки, грунт не нагревается и остаётся стабильным в течение более долгого времени.
Предполагается, что вся система включается автоматически при изменении температуры, а питаться насос должен от солнечной энергии. Во время полярной ночи установка уходит в спящий режим, но когда день становится длиннее, включается без участия человека.
По словам заведующего лабораторией Бауманки Егора Локтионова, испытания технологии проходили в Архангельской области. В итоге оказалось, что установка способна охладить грунт до -18 градусов, при этом для стабилизации зимника достаточно температуры в -7 градусов.
Отмечается, что излишки тепла, которые образуются в результате работы установки, можно или выбрасывать в воздух, или использовать для обогрева мобильных пунктов для водителей или теплиц.
В перспективе технологию, по мнению создателей, можно использовать на сложных участках дорог: переправах, подходах к рекам и болотах.