На данный момент внесение любых изменений в конструкцию автомобиля без ведома и одобрения ГИБДД ведет к запрету эксплуатации. Однако в правительство уже направлено предложение упростить процедуру регистрации внесенных изменений. Не все в курсе, что на данный момент внесение любых изменений в конструкцию любого автомобиля без ведома и одобрения ГИБДД ведет фактически к запрету эксплуатации. Свежеобразованная структура при Госдуме — Национальный Автомобильный Союз — начинает делать первые, но уверенные шаги по исправлению сложившейся ситуации в интересах автомобилистов и производителей допоборудования. Так, например, в правительство уже направлено инициированное союзом предложение упростить процедуру регистрации внесенных изменений. Высокий сезон «охоты на ведьм» пришелся на минувшее лето, когда вступили в силу положения технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», и ГИБДД принялась особенно усердно отлавливать внедорожники, оснащенные всеми необходимыми атрибутами оффроудной жизни: бамперами, лебедками, шноркелями, не стоковыми амортизаторами, «рабочим» светом, нештатной резиной и прочим. По осени стали тормозить и всех остальных владельцев «неформата» с багажниками на крыше, не заводскими рулями, креслами, спойлерами, светом, выхлопной системой, газовым оборудованием и много чем еще. Фактически каждого третьего автовладельца можно было смело «привлекать» — а до 30 сентября сего года это означало штраф в 500 рублей и 10 дней срока на «устранение причины задержания» — снятие всего допоборудования. Иначе — аннулирование регистрации. По данным ГИБДД, с начала года в Москве по этой статье оштрафованы были около 1 000 автомобилистов, и порядка 600 автомобилей были принудительно сняты с учета.Летом же нынешнего года при Госдуме был образован Национальный Автомобильный Союз, в который вошли представители автобизнеса, сервисных и экспертных организаций, научных и исследовательских структур, авто- и мотоклубов. С подачи Союза с 30 сентября автомобилистам больше не нужно возвращать автомобиль в «заводское» состояние для того, чтобы легализовать и сертифицировать все внесенные в конструкцию изменения. Следующий этап — упрощение регистрации этих изменений. На данном этапе постановление Правительства РФ, регламентирующее процедуру внесения изменений, проходит этап внутренних согласований, в том числе и в ГИБДД, и может появиться в окончательном варианте еще до Нового года, но в Союзе пока не видят особого повода для ликования. Серьезным достижением, по словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, можно будет считать подачу документов на регистрацию через Многофункциональные центры — не придется несколько раз приезжать в ГИБДД. Этот же шаг по задумке авторов должен убрать проблему с устными отказами в отделениях. Сейчас согласовать в московских отделениях ГИБДД изменения в конструкции внедорожника фактически вообще невозможно. «Нет» без объяснения причин и без письменного отказа. Или как вариант — «ну, иди бери талончик». А там — номер 283, и совершенно ясно, что до конца дня уже никуда не попасть. А начальника нет — его или нет вообще, или он на совещании, или еще где-нибудь. Кроме того, согласно грядущим изменениями, будут сформированы четкие требования к документам, прописаны строгие временные рамки процедуры и определена ее точная стоимость.Отдельная головная боль Союза — пункт № 77 Техрегламента, гласящий: «Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях: при установке на транспортное средство компонентов, предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов». Антон Шапарин отмечает, что между словами «данного» и «транспортного» явно пропущено слово «типа» — тогда бы все стало на свои места. Знают об этом юридическом казусе фактически все причастные, но, несмотря на дважды вносимые поправки в Техрегламент, эту фразу так никто и не поправил. Формально получается, что безопасный сертифицированный компонент — багажник Thule, например, установленный на безопасном сертифицированном автомобиле все равно требует повторной сертификации.В связи со сложившейся ситуацией мгновенно расплодились многочисленные «придворные» конторы, которые либо предлагают за изрядную сумму все сделать «под ключ», либо — дать заключение своей лаборатории, которое без проблем примут в ГИБДД. Причем, например, по Краснодарскому краю за последнее время каждая «бумажка» подорожала на 6 000 рублей. Что же касается официальных лабораторий, то их на всю территорию РФ всего 40 на шесть миллионов подлежащих перерегистрации автомобилей. Например, в Якутске ближайшая к городу лаборатория находится в 3 000 км по зимнику. Как оформлять машины с внесенными изменениями, которые в этих краях зачастую жизненно необходимы? Выходит, пока никак.