Опубликовано 10 июня 2014, 12:32

Программа утилизации оживит автопром

Падение объемов производства (на 1,8% в 2013 году) и спроса на машины российской марки еще раз доказывают необходимость возвращения к программе утилизации престарелых автомобилей, считают автопроизводители.

Падение объемов производства (на 1,8% в 2013 году) и спроса на машины российской марки еще раз доказывают необходимость возвращения к программе утилизации престарелых автомобилей, считают автопроизводители.

А во время недавней встречи с президентом РФ об этом заявил и врио главы Нижегородской области Валерий Шанцев, сообщив Владимиру Путину, что программа утилизации поможет увеличить выпуск авто на предприятиях региона как минимум на 10 тысяч единиц. Окончательное решение по этому вопросу еще не принято, но, как сообщили «РГБ» в Группе ГАЗ, минпромторг уже интересовался предложениями автопроизводителей о том, как должна выглядеть новая программа. В самом минпромторге эту информацию «РГБ» не подтвердили, но и не опровергли.

Европа и Россия поговорили об утилизации автомобилей.

«Программа утилизации — уже проторенный путь, и в прошлый раз (2010-2011 гг.) граждане им активно пользовались, — заявил «РГБ» первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов. — Что касается величины утилизационного гранта, то в связи с экономической ситуацией, сложившейся в РФ, и расходами на Крым государство вряд ли сможет выделить больше 50 тысяч рублей за утилизацию одной машины. Для Москвы эта сумма, конечно, небольшая, а вот в регионах, думаю, программа будет пользоваться популярностью. Мы все ожидаем экономического роста в 2017 году, и если государство поддержит автопроизводителей уже сейчас, к 2017 году ситуация в отечественном автопроме поменяется коренным образом».

По словам Алексея Тузова, новую программу предлагается провести не в целом по стране, а только в тех регионах, где находятся предприятия, выпускающие автомобили. То есть в Москве, Татарстане, Ленинградской, Самарской областях и т. д. Нынешняя программа в отличие от прошлой будет распространяться не только на частных лиц, владеющих легковыми автомобилями и легким коммерческим транспортом ( LCV), но также на юрлиц, в парке которых есть подержанные грузовики и автобусы.

Возобновление действия программы весьма своевременно и позволит поддержать авторынок в период затишья — стимулировать продажи и способствовать обновлению автопарка.

«Среди потребителей, особенно проживающих в регионах, спрос на нее, безусловно, будет, поскольку, как известно, в России эксплуатируется более 15 миллионов автомобилей старше 10 лет. Компенсировать предоставляемые скидки дилерам должны будут местные региональные власти. В свою очередь мы активно поддерживаем эту инициативу правительства, которая сейчас особенно актуальна для сегмента коммерческого транспорта, где отмечается заметный спад продаж», — подчеркнул Алексей Тузов.

Российское правительство утвердило правила утилизационного сбора.

Да, коммерческий транспорт один из наиболее чувствительных к снижению спроса, и сейчас объем этого рынка коммерческих автомобилей упал значительно глубже, чем в сегменте легковых автомобилей (в январе — апреле 2014 года снижение составило 18%). Кстати, по региональной программе утилизации в 2010-2011 гг. в Нижегородской области было реализовано свыше 5 тысяч автомобилей «ГАЗ», включая 722 легковых автомобиля Siber и свыше 4,3 тысячи коммерческих автомобилей.

«Сейчас наиболее подходящее время для программы утилизации именно коммерческого транспорта. В стране критически устаревший парк LCV, грузовиков, автобусов, а спад продаж сильнее всего именно в сегменте коммерческого транспорта, — сообщили «РГБ» в Группе ГАЗ, — программа обеспечит тройной эффект: оживит экономику, поддержит спрос, усилит безопасность перевозок, улучшит экологическую обстановку».

Что касается последнего, то сейчас наш автопром выпускает модели как минимум стандарта Евро-4, у которых вредные выхлопы в разы ниже, чем у тех авто, которые будут сданы в утиль. Если брать коммерческий транспорт, то здесь пользуются спросом машины на метане, выбросы которых по умолчанию ниже, чем у ТС с бензиновым или дизельным движком. А Группа ГАЗ уже выпускает «ГАЗель NEXT» с двигателем Евро-5, который сертифицирован в ЕС (Россия пока не располагает испытательным оборудованием для оценки норм токсичности автомобилей таких стандартов).

По мнению гендиректора компании «Русмет» Виктора Ковшевного, под программу утилизации в идеале должны попадать не только автомобили всех калибров, но и железнодорожные вагоны, сельхозтехника, суда, самолеты, башенные краны и даже так называемый вертикальный транспорт — лифты. Износ этих транспортных средств в стране велик: к 2020 году под списание попадут 410 тысяч вагонов, 2 тысячи рыбопромысловых судов, 8 тысяч речных судов, более 200 тысяч лифтов и т. д.

Минпромторг понизил ставки утилизационного сбора для физических лиц.

Утилизационные гранты увеличат спрос на новую технику. Однако под такую масштабную программу утилизации в России необходимо будет наладить механизм рециклинга. Более или менее успешно он пока действует в отношении металлических отходов. Детали из других материалов — пластика, ткани, стекла, дерева и т. д. — отправляются на свалку. Переработку таких отходов вполне мог бы взять на себя малый бизнес. Пока же в РФ из того, что выбрасывается, возвращается к жизни только 0,4% отходов.

Scriptio: Ирина Фурсова.

Автомобильные новости