Опубликовано 25 февраля 2023, 12:45
2 мин.

Популярность внедорожников может привести к новым законодательным запретам

Из-за популярности сегмента SUV власти могут задуматься об ограничении веса автомобилей
Следующим запретом после ограничения выбросов может стать контроль веса машин. Если и есть какая-то причина, по которой автомобильная промышленность смогла справиться с таким количеством кризисов в последние годы, так это внедорожники — они стали самыми популярными во всем мире. Именно SUV приносит производителям прибыль. Но сохранится ли эта тенденция или возникнут угрозы для этого важного сегмента?
Mercedes-Benz

Все хотят внедорожники

В 2021 году на долю внедорожников пришлось 42% мировых продаж новых автомобилей, не считая лёгких коммерческих автомобилей. Автомобилисты по всему миру приобрели почти 31,9 млн таких автомобилей, что на 13% больше, чем в 2020 году. Рост был сенсационным, особенно в сравнении с остальными сегментами: легковые автомобили (от сегментов A до F) выросли на 1%, а пикапы — на 3%.

В прошлом году на долю внедорожников пришлось от 45 до 46% мировых продаж легковых автомобилей. Резкий рост был зафиксирован в Индии, Германии, Великобритании, Мексики, Индонезии, Турции, Малайзии, Вьетнаме, Южной Африке, Таиланде и Филиппинах. Однако в США, втором по величине рынке мира, спрос снизился на 7%. Продажи кроссоверов в Китае упали на 2%.

Причины такого бума хорошо известны: широкий выбор от небольших кроссоверов до роскошных внедорожников, большое количество электрифицированных моделей. Кроме того, существует мнение, что вождение в более высоком положении придаёт уверенность и чувство безопасности. К тому же в высокие автомобили легче садиться и удобнее выходить из них.

Чем опасен такой рост популярности SUV

Однако всплеску заинтересованности к кроссоверам и внедорожникам может угрожать ужесточение правил, касающихся загрязнения окружающей среды и веса автомобилей. Несмотря на то, что внедорожники значительно улучшили свои показатели по выбросам, они, как правило, остаются тяжёлыми автомобилями, требующими больших двигателей.

Данные JATO о выбросах показывают, что во всех категориях внедорожников (кроме люксовых) в период с 2020 по 2021 год в Европе наблюдалось среднее снижение выбросов. Однако их общий средний показатель 107,9 г/км CO2 явно выше, чем у городских автомобилей, малолитражек, компактвэнов и даже автомобилей представительского класса — 76,9, 97,7, 97,6 и 100,8 г/км соответственно.

Если этот разрыв сохранится, правительства европейских регионов могут начать штрафовать внедорожники не только из-за вредных выбросов, но и из-за слишком большого веса. Внедорожник всегда больше и тяжелее других сегментов автомобилей. Например, в Европе внедорожник на 27% тяжелее малолитражного автомобиля. В США его масса на 22% больше, чем у седана.

Повышение налогов на внедорожники, безусловно, может снизить спрос и стать серьёзной угрозой для прибыльности производителей. Последние зарабатывают больше, чем когда-либо, благодаря своей способности справиться с нехваткой полупроводников, отдавая предпочтение внедорожникам и электрокарам — автомобилям, которые легче продать.

Продажи внедорожников подпитывают инвестиции, необходимые автопроизводителям для перехода от двигателей внутреннего сгорания к электромобилям. Многочисленные планы электрификации, объявленные брендами в Европе, США и Азии, не могут быть реализованы без денежного потока, генерируемого бензиновыми и дизельными внедорожниками. Но будут ли власти учитывать этот ключевой фактор, когда начнут обсуждать потенциальные запреты на более тяжёлые автомобили?

Автомобильные новости