Опубликовано 30 ноября 2016, 18:10

Плата за дороги: больше, чаще и автоматически

Новая законодательная инициатива должна ещё больше освободить отечественные дороги от транспорта. Вчитываемся в документ.

Те, кто внимательно следит за деятельностью властей, отлично знают эту фразу: «Комитет Госдумы по тому-то и тому-то рекомендовал парламенту принять в первом чтении...». Фактически она означает принятый и утвержденный закон — чтобы там Комитет ни рекомендовал. На сей раз речь идет о том, чтобы разрешить регионам делать платными дороги и проезды в зависимости от категории транспортных средств, экологического класса и даже дня недели. Все это прописано в проекте закона «Об организации дорожного движения», который сочинили в Минтрансе. Собственно, ничего неожиданного в этом нет — начало этой инициативе было положено еще в 2005 году, когда было опубликовано минтрансовское же сочинение «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года» — интереснейший документ, в котором есть все: и платные парковки, и ограничение въезда, и тарификация стоимости проезда в зависимости от множества факторов, и реформа столичного наземного транспорта и еще масса занимательных нововведений. Нынешний закон вылеживался в Госдуме еще с осени и всплыл на поверхность за месяц до наступления Нового года. Замечено, что особо активно «бешеный принтер» начинает работать именно в декабре, когда граждане уже не отвлекаются на законодательные инициативы и заняты подготовкой к празднику. А тут еще Чемпионат мира по футболу на носу — нужно активнее освобождать дороги от автомобилистов.

Плата за дороги: больше, чаще и автоматически

В первом чтении законопроект будет принят (а то нет! — все же прописано в «Стратегии») 14 декабря, в окончательном варианте — уже в начале 2017 года. Столичные власти, разумеется, уверяют, что у них нет планов делать платным въезд в Москву или пределы ТТК. Однако внимательные автомобилисты уже давно заметили, что практически все съезды с кольца оборудованы камерами контроля въезда. Да и история с введением платных парковок за пределами Бульварного кольца еще «дымиться», когда в мэрии клялись опять-таки «отсутствием планов». Отношение к ретранслируемым властями тезисам очень метко еще в 2008 году отобразил в своем эссе «Навстречу кризису» Сергей Узун: «Однажды в телевизоре появился бледный, как смерть, Министр Финансов и заявил: „Финансовый кризис нас не затронет. Потому что. Я вам точно говорю. Руки мне можете отрубить, если что!“. Население, знающее толк в заявлениях официальных лиц, выматерилось негромко и отправилось закупать соль, спички и сахар».

Плата за дороги: больше, чаще и автоматически

К тому же система «Платон» уже прошла обкатку на самых «проблемных» слоях населения — на дальнобойщиках, а дальше будет легче и проще — 3,5-тонники, а за ними и все остальные. Общественный деятель Петр Шкуматов, однако, считает, что до «Платона» дело дойдет не сразу, а с активным внедрением «черных ящиков» в частные автомобили. Пока же власти ограничатся уже налаженной и действующей системой контроля въезда: «Эти камеры, а только на МКАД их порядка 200 штук, прекрасно зарекомендовали себя при работе с грузовым транспортом на обоих периметрах — на кольце и «трешке». Перенастроить систему, чтобы охватить весь транспорт — не проблема. А дальше будет вот что. При платном въезде в пределы ТТК все заезды на него, пропускная способность которых и без того невелика, встанут колом. Дополнят картину многокилометровые «хвосты» по основным магистралям в сторону центра. Поэтому, скорее всего, для начала будет сделан платным въезд в Москву. Ликсутов же говорил, что половина автомобилей в городе — приезжие, и в Минтрансе подтвердили, что каждый второй на дороге — лишний. Пробок станет меньше, трафик сократится, а социальная напряженность станет неимоверно высокой. Те, кто будет вынужден из-за МКАДа добираться на работу на электричках, возненавидят москвичей еще больше, поскольку размер платы, который сейчас негласно обсуждается в минстрансовских кулуарах, составляет 1200 рублей в утренние и вечерние часы пик. Дальше стремительно начнет обесцениваться «замкадная» недвижимость, а цена на столичную очередной раз пойдет в «рост».

Плата за дороги: больше, чаще и автоматически

Напоследок еще раз обратимся к «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года». Все, о чем шла речь выше, там есть — стоит только внимательно вчитаться и отбросить словесную шелуху. На чиновничьем языке это звучит как «Регулирование процесса автомобилизации и снижение его негативных последствий, прежде всего, в крупнейших городах». Так, может, можно на этом опусе «погадать», что нас еще ждет? Есть там, например, такой абзац: «На втором этапе по мере роста доходов населения и предприятий предполагается дальнейшее повышение налоговой нагрузки на пользователей автомобильных дорог, увеличение доли финансирования автомобильных дорог только за счет налогов и сборов с пользователей... существенное упрощение системы взимания дорожных сборов». Доходы населения, правда, оставляют желать лучшего, но ведь г-н Блинкин четко и ясно дал понять, что автомобиль должен снова стать роскошью.

Автомобиль на все случаи жизни: выбираем пикап.

Автомобильные новости