Опубликовано 31 декабря 2022, 15:00
4 мин.

Названы главные автомобильные события 2022 года

Возрождение старых брендов и уход иностранных компаний из России
Как изменился автомобильный рынок в России в 2022 году. Портал Autonews.ru выбрал главные события уходящего года, которые полностью изменили автомобильный мир в нашей стране. Самым ярким событием, перевернувшим автомобильный рынок России с ног на голову стал массовый уход автопроизводителей из нашей страны. С весны почти все зарубежные компании прекратили поставки и продажи в РФ. Они объясняли это тяжелой геополитической ситуацией и сбоем логистических цепочек.
Pexels

Первым о полном уходе из России заявил американский General Motors. Чуть позже аналогичное решение принял Renault. Затем Mercedes-Benz заявил о планах уйти с российского рынка, закрыть завод и продать свои доли в местных дочерних компаниях. После о своем уходе заявил Nissan. В ноябре с российскими покупателями попрощался Infiniti. Под конец года Mazda продала свою долю на заводе во Владивостоке «Соллерс».

«Антикризисные» отечественные автомобили

Летом в нашей стране пренебрегли некоторыми стандартами в производстве автомобилей и позволили отечественным заводам выпускать упрощенные модели без ABS, подушек безопасности и с менее экологичными моторами. Под антикризисное производство попали автомобили Lada, УАЗ, КамАЗ, ГАЗ. Цена на самую доступную модель АвтоВАЗа — Lada Granta — у дилеров могла достигать 1 млн руб. Сейчас автомобили Lada уже вновь выпускаются с подушками безопасности, а в некоторых модификациях даже появился кондиционер.

Рост цен

Из-за ухода производителей на складах дилерских центров резко возник дефицит самых популярных моделей и комплектаций. Из-за этого автоцентры с жадностью повышали стоимость автомобилей в несколько раз. Но это привело к логичному спаду спроса, потому что россияне не готовы были платить несколько миллионов рублей за базовые бюджетные седаны. По данным АЕБ, в апреле и мае в стране было продано всего 32 702 и 24 268 автомобилей соответственно. Эти цифры оказались даже хуже «черного» апреля и мая 2020 года, когда в стране из-за локдауна, вызванного коронавирусом, не работали многие дилерские центры.

Укрепление китайских автопроизводителей

На фоне нехватки европейских, американских и японских автомобилей россияне обратили внимание на китайские бренды, которые в отличие от их коллег из других стран решили продолжить свою работу в стране. Более того, они буквально захватили рынок, представляя минимум по одному новому бренду еженедельно. По данным аналитического агентства «Автостат», в декабре доля автомобилей из Поднебесной достигла 34,8% от общего числа проданных машин. В начале года она не превышала и 10%. Сейчас по этому показателю «китайцы» уступают лишь отечественной Lada. Самыми популярными моделями из Поднебесной на нашем рынке сейчас являются Haval Jolion, Chery Tiggo 7 Pro и Geely Coolray.

Новые отечественные бренды

Занять место ушедших автопроизводителей решили не только китайцы, но и отечественные бренды. Одной из главных новостей года, безусловно, стало возрождение марки «Москвич». Первые кроссоверы этого бренда уже начали сходить с конвейера бывшего завода Renault в Москве. Сейчас предприятие выпускает модель под названием «Москвич 3», которая по сути является перелицованной версией китайского автомобиля JAC JS4.

В Липецке в этом году стартовало производство отечественных электрокаров Evolute i-Pro и кроссовера Evolute i-Joy. Кроме этого, в середине декабря в России стартовали продажи легких коммерческих автомобилей «Соллерс». А на заводе в Елабуге началось серийное производство роскошного внедорожника Aurus Komendant.

Схема параллельного импорта

Благодаря «серой» схеме ввоза автомобилей в нашу страну, рынок пополнился разнообразными иномарками, некоторые из которых ранее никогда не были представлены в нашей стране. «Параллельный» механизм позволяет импортировать машины в обход официальных представительств и обязательного разрешения со стороны правообладателей. Единственный нюанс — официальной гарантии от представительства на эти машины нет.

Например, благодаря параллельному импорту в России стали доступны Mitsubishi Outlander четвертого поколения, Range Rover пятого поколения, китайский кроссовер Li Auto Ideal L9, электрический Fiat 500, купеобразный Volkswagen Tiguan X, Nissan Juke и пр.

Ужесточение штрафов

В этом году серьезно ужесточили наказание для водителей, которые ранее были лишены прав, но продолжают садиться за руль. Отныне водитель может быть оштрафован на сумму от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо направлен на обязательные работы на срок от 150 до 200 часов. Ранее максимальный штраф за такое нарушение был 30 тыс. руб.

Кроме того, в Уголовном кодексе появилась новая статья — 264.3 «Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость». Она касается водителей, которые уже были лишены прав и которых уже неоднократно ловили за рулем. Таких автомобилистов ждет уголовное наказание. Кроме этого, в качестве дополнительной меры может быть применена и конфискация автомобиля.

Электронные права

В середине ноября в России заработала возможность предъявить водительское удостоверение сотруднику ГИБДД в электронном виде. Новая функция появилась после обновления в приложении «Госуслуги Авто».

Автомобильные новости