Опубликовано 18 февраля 2013, 17:43

Крупнейшие страховщики ОСАГО предупреждают о сворачивании бизнеса

По мнению страховщиков, на рынке укрепляются негативные тенденции: суды повально обвиняют страховщиков, после того, как ОСАГО попало под действие закона о защите прав потребителей.

Как сообщалось ранее, российские страховщики отправили коллективное письмо на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова, в котором предупредили о сворачивании своих программ по ОСАГО, если в соответствующие законы не будут внесены изменения.

По мнению подписантов, на рынке укрепляются негативные тенденции: суды повально обвиняют страховщиков, после того, как ОСАГО попало под действие закона о защите прав потребителей:
«К сожалению, правильная по своей сути идея о необходимости защиты прав потерпевших в ходе реализации закона об ОСАГО была искажена правоприменительной практикой. Защита прав граждан превратилась в повальное взыскание со страховщиков штрафов, пени, морального вреда, без попытки судов разобраться в сути взаимоотношений, регулируемых законодательством об ОСАГО».

Вызывает опасения страховщиков еще и повышение лимитов выплат страхового возмещения по имуществу до 400 тысяч рублей, по жизни и здоровью до 500 тысяч рублей, без значительного повышения тарифов. На этом основании авторы обращения и призывают изменить законодательство:
«В этой связи считаем крайне важным наличие в окончательной редакции закона об ОСАГО нормы, исключающей распространение закона о защите прав потребителей на правоотношения, вытекающие из договоров ОСАГО».

Однако многие эксперты в области страхования не согласны с такой постановкой вопроса. По большому счету, все судебные процессы в ОСАГО можно разделить на две основные группы.

К первому типу конфликтов можно отнести ситуации, когда страховая компания не соблюдает сроки рассмотрения заявления потерпевшего и выплаты страхового возмещения. «В таком социально значимом проекте как ОСАГО, все стороны должны неукоснительно соблюдать условия договора, — считает лидер Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин. — Страхователь обязан застраховать свою ответственность и оплатить страховую премию, потерпевший — предоставить определенный пакет документов, без которого выплата невозможна, страховщик — своевременно рассмотреть заявление и произвести выплату возмещения. Если страхователем и потерпевшим исполнены все обязанности по договору, страховщик должен своевременно выплатить возмещение или быть наказан посредством существенных штрафных санкций». По-другому быть не может. Поэтому те страховые компании, которые не могут настроить свои внутренние бизнес-процессы и обеспечить своевременное рассмотрение документов, должны покинуть рынок.

Ко второму типу можно отнести случаи, когда страховая занижает размер страхового возмещения. «Эта ситуация — самая частая причина обращения потерпевших в судебные инстанции, однако среди общего числа страховых выплат она не превышает 5%, — объясняет эксперт Ассоциации по защите прав автострахователей Дмитрий Садовский. — Вызвана она тем, что основная масса потерпевших (95%) не прибегает к защите своих интересов и довольствуются суммой, которую выплатила страховая». В итоге недобросовестным страховщикам удавалось до недавнего времени значительно сокращать свои расходы на выплату возмещений».

Однако сегодня ситуация начинает меняться. У автовладельцев растет уровень юридической грамотности, а с распространением действия Закона о защите прав автострахователей на ОСАГО возрос интерес к подобным судебным делам у юридических фирм, которые активно используют положения ЗЗПП, позволяющие со страховщика взыскать не только страховое возмещение в полном объеме, но и штраф в размере 50% от суммы.

Причина разногласий — заключения о размере ущерба, которые готовят лояльные к страховщикам «независимые» эксперты. Ведь страховая компания, по сути, и является заказчиком данной оценки. Обычно эти эксперты «квартируют» в офисах страховых. Для того, чтобы страховщики сократили расходы, связанные с оплатой штрафов и судебных издержек, необходимо активизировать работу комитета по независимой экспертизе при РСА и выработать единую методику расчета ущерба по ОСАГО, то есть создать институт действительно независимой экспертизы.

Эксперты считают, что существует масса возможностей оптимизации системы ОСАГО для исключения конфликтных ситуаций с потерпевшими. Говорить о сворачивании рынка еще слишком рано.

Scriptio: Владимир Дмитриев.

Автомобильные новости