Остановка автопроизводства на заводе Fiat для многих итальянцев стала личной болью. Итальянский Турин, где находится старейший в Европе автомобильный завод, в последние годы стал типичным примером промышленного упадка. Завод Mirafiori, расположенный в одноимённом районе города, был основан семьёй Аньелли 125 лет назад. «Mirafiori уже закрыли. Просто иногда его снова открывают», — говорит рабочий завода из числа уволенных и член профсоюза Джакомо Дзулианелло. Чтобы выжить, Fiat допустил, как говорят эксперты, «размывание своей итальянской идентичности», в результате чего в 2014 году его поглотил Chrysler, создав Fiat Chrysler Automobiles, а в 2021 году объединился с производителем Peugeot PSA, образовав Stellantis. Стоит вспомнить, что за последние 40 лет Турин потерял четыре своих автомобильных завода, начиная с Lingotto в 1982 году, известного своим испытательным треком на крыше, который «снялся» в классическом фильме 1960-х годов «Ограбление по-итальянски», и заканчивая заводом Grugliasco в 2023 году.Mirafiori, некогда символ мощи Fiat, на котором работало около 60 тысяч человек и который производил до одного миллиона автомобилей в год, включая оригинальный Fiat 500 в период его расцвета в 1960-х годах, превратился в горькое напоминание былого величия. «Здесь, в Турине, есть табуированное слово — «упадок». Мы можем называть его как хотим, но это совершенно неоспоримый факт», — говорит социолог их Туринского политехнического института Лука Давико. И это при том, что город очень интересен туристам, иностранным студентам, фанатам самого успешного футбольного клуба Италии «Ювентуса». В Турине и его пригородах проживает около 2,2 миллиона человек. Но именно автопроизводство всегда было особой гордостью региона. А теперь 60 тысяч человек могут остаться без работы. По данным профсоюза FIM Cisl, в этом году объем производства Stellantis в Италии упадёт до менее 500 тысяч автомобилей , что является самым низким показателем с 1958 года. Mirafiori — последний автомобильный завод в Турине. Основная часть сотрудников приближается к пенсионному возрасту — их средний возраст составляет 57-58 лет. Молодёжь, как в былые годы, не рвётся в автопроизводство. Многие из местных молодых людей даже не знают, что такое Fiat, в буквальном смысле. Само слово им ничего не говорит.По мнению профессора менеджмента в университете Ка' Фоскари в Венеции и научного руководителя Центра инноваций в области автомобилестроения и мобильности при университете Франческо Зирполи, итальянское автопроизводство упало из-за того, что Stellantis экономит на инвестициях в новые модели, особенно для своих итальянских заводов. Переход от Fiat к Stellantis означал, что Турин больше не является главным центром инжиниринга и разработки продукции, с горечью констатирует он. Mirafiori, известный как «город в городе», представляет собой огромный комплекс, простирающийся на более чем 2 миллионах квадратных метров. Но сейчас вся территория всё больше напоминает промышленную «заброшку». В настоящее время завод производит коробки передач для электромобилей и гибридных автомобилей, располагает центром переработки автомобильных деталей и лабораторией аккумуляторных технологий, а в конце 2025 года должен начать производство новой гибридной версии Fiat 500. По мнению сотрудников предприятия, город только выиграет, если правительство привлечет в Италию еще одного автопроизводителя, положив конец монополии Stellantis как единственного крупного национального производителя автомобилей.