Аналитик объяснил, из чего складываются цены на иномарки. В ценообразование на автомобили в России закладывается стоимость доставки, уплаты всех таможенных сборов и маржа продавца. Таким образом, пока автомобиль едет из Китая в Россию, его стоимость вырастает в несколько раз. Об этом финансовый аналитик Василий Олейник рассказал журналистам канала «Катарсис». Например, компании BMW и Mercedes-Benz не могут продавать свои машины в России официально. Но немецкие машины традиционно ценятся российскими автомобилистами. Поэтому европейские дилеры работают через перекупщиков. По информации аналитика, перегонщики берут около 500−600 тыс. за доставку одной машины из Европы в Россию через Казахстан. Примерно столько же добавляют дилеры в российских салонах, чтобы заработать на продаже. В итоге покупатель переплачивает 1−1,2 млн рублей только за то, что автомобиль доставлен в Россию. После введения новых таможенных правил с 1 апреля машины подорожали сразу на 20%, говорит эксперт. Тарифные пошлины стали дороже, а автомобили — ещё менее доступными. Олейник считает, что параллельного импорта теперь фактически не будет, потому что в год на одного человека можно ввозить только один автомобиль.«Я живу рядом с таможней и наблюдал бешеный ажиотаж — очереди каждое утро просто километровые на растаможивание и оформление документов. Перекупщики везли машины целыми составами, по 50, по 100 штук, чтобы успеть растаможить», — комментирует аналитик. По его словам, машина, которая в Китае в пересчёте на рубли стоит 1 млн рублей, раньше продавалась в России за 4 млн, а после 1 апреля будет стоит почти 5 млн рублей. Когда машина доезжала до границы с Россией, её стоимость увеличивалась примерно на 2−2,5 млн рублей из-за всех таможенных сборов. Затем к этой цене добавлялась стоимость доствки — около 500 тыс. рублей. Плюс ещё полмиллиона сверху — это комиссионные дилера. Итоговая цена превращалась из изначального 1 млн — в 3,5 млн рублей. После 1 апреля она и вовсе достигнет 4,5−5 млн рублей, объяснил эксперт.Раньше россияне могли существенно сэкономить, если привозили автомобили через братские страны. Например, в Кыргызстане местные таможенники запросто оценивали автомобили вчетверо дешевле реального. В итоге, покупателю популярных кроссоверов вроде Geely Monjaro удавалось сэкономить порядка миллиона рублей. Теперь российские власти радикально обновили правила расчёта платежей за ввоз машин из стран ЕАЭС. Недоплаченные налоги и сборы собственники автомобилей заплатят в счёт утилизационного сбора. Автоперекупщики уже пожаловались на завышенные цены в прайс-листах Минпромторга, согласно которым будут оцениваться ввозимые автомобили. Стоимость в российском реестре выше на 30−40%, чем в Китае. В списке значатся более 3,3 тыс. моделей, для каждой из которых обозначена стоимость, которую определила Федеральная таможенная служба. Например, стоимость доставки электромобиля Zeekr 001 в комплектации You с учётом уплаты всех пошлин должна составлять около 2,3 млн рублей. Это примерно 55% от себестоимости электромобиля. Итоговая цена для покупателя в России должна находиться на отметке 7,35 млн рублей. «Но таможня решила, что ценообразованием в Китае должна заниматься именно она, а не производитель, и установила свою цену на эту модель», — негодуют профессиональные продавцы. В перечне Минпромторга автомобиль стоит на 38% дороже, чем в КНР. Соответственно, увеличивается сумма всех обязательных сборов — 3,21 млн рублей. То есть цена реализации вырастет на 910 тыс. рублей и составит около 8,26 млн рублей.