Российские учёные: экраны гаджетов в автомобиле становятся причиной утомления и ДТП. Российские учёные в ходе изучения разных мировых исследований пришли к выводу, что 40% крупных ДТП в России происходит из-за утомления. В том числе к усталости за рулём приводят гаджеты и многозадачность во время вождения. Водители часто отвлекаются на видеорегистраторы, систему навигации, смартфон и дисплей приборной панели. Современные технологии и автомобильные гаджеты призваны облегчить жизнь водителя. Но частично их функционал оказывается небезопасным. Например, дисплей на приборной панели открывает доступ не только к навигации, но и к развлечениям, на которые отвлекается водитель: мобильная связь, музыка, сообщения. Технологический центр Allianz в Германии пришёл к выводу, что более 60% дорожных происшествий происходит из-за отвлечения водителя от дороги и вождения. Невнимательность может быть даже более опасной, чем вождение в алкогольном опьянении. Опрос автомобилистов в Великобритании показал, что две трети опрошенных сравнивают отвлечение за рулём с вождением после двух пинт пива.Российские ученые Екатерина Ноговицина и Сергей Шилов изучили данные 45 международных исследований и выяснили, что экраны, установленные в салоне машины, становятся причиной невнимательности и усталости водителя и могут привести к потере контроля над управляемостью, увеличивая риск ДТП. При этом системы автопилота не спасут ситуацию, поскольку у водителей, которые привыкли к системам автоматического вождения, снижается скорость реакции и повышается сонливость. Им требуется больше времени на переход к ручному управлению в случае опасности на дороге. Учёные считают, что нужно пересмотреть весь современный процесс вождения, раз водитель отвлекается на экраны регистратора, бортового компьютера, смартфона и т. п. В первую очередь, они предлагают уменьшать количество экранов вокруг водителя. Это идёт вразрез с современной модой среди автопроизводителей, которые, наоборот, «зашивают» все функции в экраны — от настройки музыки до кондиционера.Японское исследование показало, что чем меньше дисплей перед глазами водителя, тем больше времени ему требуется, чтобы изучить информацию на экране. Поэтому, например, видеорегистраторы с крошечными дисплеями нужно убрать из зоны видимости водителя, чтобы они не забирали внимание на себя. Аналоги без экранов справляются со своими обязанностями и не отвлекают водителя, говорится в исследовании. Несколько зарубежных исследователей предлагают передать функции управления мультимедиа пассажирам. Они справятся с навигацией и музыкой, чтобы водитель оставался сосредоточенным на дороге. А у самого водителя средства управления аудиосистемой и климат-контролем должны быть тактильными и настраиваться интуитивно без визуального контакта или основываться на голосовом интерфейсе. Исследования показывают, что 90% аварий можно предотвратить, если успеть вернуть внимание человека на дорогу за 1,5 секунды до возможного столкновения, предупредив звуковым сигналом. При этом подобные системы не должны оснащаться дополнительными экранами.