Опубликовано 24 октября 2013, 15:57

Дилерам разрешат продавать неоригинальные запчасти

Ассоциация европейского бизнеса подготовила «Кодекс поведения» для автокомпаний, который и будет регулировать их взаимоотношения с дилерами.

Споры дилеров с автопроизводителями за улучшение условий длятся уже давно, но до разбирательства дело дошло примерно год назад. Ассоциация европейского бизнеса подготовила «Кодекс поведения» для автокомпаний, который и будет регулировать их взаимоотношения с дилерами.

Документ был сформулирован еще летом, а также согласован с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Минпромторгом, однако до сих пор его содержание не было известно. Копия документа оказалась в распоряжении «Ведомостей».

Согласно кодексу, дилерский договор, пока что ограниченный сроком в 1 год, должен заключаться на пять лет или на неопределенный срок. Допускается заключение контракта и на более короткий срок, но только в том случае, если дилерский центр находится в арендуемом помещении или инвестиции в салон были меньше заявленных. Кроме того, автопроизводитель или дистрибьютор не сможет потребовать от дилера вкладывать дополнительные средства в здания в течение пяти лет. Единственное исключение — изменение технологий и стандартов, устанавливаемых автопроизводителем. Еще один случай финансового невмешательство со стороны производителя — он не сможет диктовать дилеру цену перепродажи автомобиля и стоимость нормо-часа.

Важным пунктом кодекса является запрет на ограничение торговли запчастями — производитель не должен препятствовать дилерам использовать неоригинальные запчасти. Но и здесь есть свое исключение — такие запчасти можно применять только для постгарантийных работ и то только если дилер докажет, что данные запчасти соответствуют по качеству оригинальным и официально импортированы в Россию. Кроме того, предлагать автовладельцу неоригинальные запчасти дилер сможет лишь в качестве альтернативы. Оригинальные также должны иметься в наличии.

В этом вопросе автопроизводители потребовали четкого разграничения зон и точек продаж и хранения оригинальных и неоригинальных запчастей. Как поясняется в документе, необходимо исключить смешение (в частности, товарных знаков) и не допустить использования нематериальных активов (клиентов, репутации, имиджа и т. п.) другими брендами.

«Кодекс поведения» — дело добровольное. Заставлять присоединяться к нему никто не будет. Правда, когда такой документ может вступить в силу, пока неясно.

По данным издания, документ написан по рекомендации ФАС и должен регламентировать отношения между автопроизводителями/дистрибьюторами и дилерами, а также решать назревшие конфликты.

Напомним, что пару лет назад ФАС активно включилась в «разбор полетов» и даже привлекла одну компанию к ответственности. В 2011 году ассоциация «Российские автодилеры» («Роад») обратилась к антимонопольщикам с жалобой на дискриминационные положения в дилерских договорах. ФАС инициировала расследование, по итогам которого вынесла свои рекомендации и предложения. А в январе текущего года служба направила российской «дочке» концерна Volkswagen, предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения закона «О защите конкуренции».

Подготовленный кодекс в «Роад» оценили скептически. В своем письме в ФАС и Минпромторг, копия которого также есть у издания, организация отмечает, что формулировка положений кодекса позволяет трактовать их двойственно и неоднозначно. Кроме того, в документе не прописана ответственность автопроизводителей перед дилерами. А некоторые положения оформлены как рекомендации.

На рекомендательный характер кодекса сетует и старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. По его словам, данный документ — попытка ввести добровольное регулирование отношений между участниками авторынка и избежать дополнительного вмешательства государства.

Представитель ФАС прокомментировал, что в кодекс можно вносить изменения, но пока что надо начать работать хотя бы с тем, что есть на текущий момент. Собеседник добавил, что за несоблюдение положений кодекса наказания не предусмотрено. Но если нарушения будут носить массовый характер, то придется прибегнуть к законодательным мерам регулирования.

Автомобильные новости