Убийственно мощные: Audi против Lancia и не только
Вспоминаем автомобили безумной раллийной эпохиAudi quattro A1/A2
Сенсационный революционный «Кваттро» с системой полного привода и рядной «турбопятёркой» первоначально подготовили по требованиям Group 4. По ходу раллийной пьесы стало ясно, что машина ожидаемо сильна на скользких покрытиях, однако страдает не только от «детских болезней», но еще и демонстрирует недостаточную поворачиваемость. Рядная «турбопятёрка» висела за передней осью, делая развесовку далекой от оптимальной.
Cовершив трансфер в Group B автомобиль обзавёлся более лёгким алюминиевым мотором, раздутыми крыльями и обозначением A1. Представленный немногим позже A2 отличался чуть уменьшенным рабочим объем (по факту те же 2,1 литра), 20-клапанной головкой блока цилиндров вместо десятиклапанной, отдачей до 370 л.с. против максимальных 340 л.с. у первой итерации и более широким применением кевларовых кузовных панелей для снижения веса.
Audi Sport quattro S1/E2
События в Мировом раллийном первенстве развивались стремительно. Стоявший на месте быстро превращался в аутсайдера, и Audi была вынуждена оперативно реагировать. Следующим значительным этапом стало рождение монструозного Sport quattro S1.
я выбрал вместо рекламы.
Колесную базу радикально сократили на 300 мм для пущей вертлявости. По факту это только ухудшило распределение массы по осям. Прибавьте сюда любящий высокие обороты 20-клапанник мощностью до 450 л.с., и вы получите взрывоопасную смесь! Audi требовала твёрдой руки и раскрывалась во всей красе, когда пилот «валил на все деньги».
я выбрал вместо рекламы.
К 1985 году подоспела «эволюция» Audi Sport quattro E2 с исправлением основных недочётов. Радиаторы перенесены в багажник для оптимизации развесовки до почти идеальных 51/49 в зависимости от настроек. Волшебники из Audi заодно поколдовали над мотором — добавили крутящего момента в диапазоне средних оборотов и взвинтили мощность вплоть до неимоверных 590 л.с. Межосевой дифференциал, прежде распределявший тягу в пропорции 50:50, уступил место блокируемому вискомуфтой «диффу» с возможностью передавать на одну из осей до 80 процентов тяги. Иначе говоря, прогресс по всем фронтам!
Болельщикам E2 в первую очередь запомнился впечатляющим аэродинамическим оперением. Оно выглядело эффектно и, самое главное, генерировало до полтонны прижимной силы на высоких скоростях.
Lancia Rally 037
В 1983 году не располагавшая технологией полного привода «Лянча» выступила с полностью оригинальной Rally 037, антиподом quattro. Компоновка среднемоторная, а не переднемоторная, ведущие колеса задние, турбокомпрессору предпочли механический нагнетатель, а стойкам МакФерсон — подвеску на двойных поперечных рычагах. Налицо преемственность поколений: Rally 037 по сути являлась идейным наследником легендарной и очень успешной Lancia Stratos из семидесятых годов.
я выбрал вместо рекламы.
Вторая итерация с 2,1-литровым мотором выдавала до 345 л.с. и пусть эта величина не кажется вам скромной. Итальянская красотка легче, чем Audi и не уступала ей по энерговооруженности. Внешнее сходство с дорожной Lancia Beta Montecarlo очевидно, хотя между машинами очень мало общего. У «Беты» позаимствована центральная часть кузова. Спереди и сзади пространственные трубчатые конструкции. Мотор размещён продольно, а не поперечно.
Выдающийся ралли-кар ассоциируется не только с победами на этапах, но и с трагедиями. На корсиканском ралли 1985-го в аварию попал экипаж Аттилио Беттеги и Маурицио Перессино. Штурман пострадал, но выжил. Пилота, увы, спасти не удалось.
Lancia Delta S4
Rally 037 достойно боролась с грозными Audi и победила в Кубке конструкторов 1983 года. Тем временем Sport quattro тоже не стоял на месте, поэтому участие в новой части итало-немецкой схватки приняла среднемоторная полноприводная Delta S4. Она не имела практически ничего общего с дорожной «Дельтой», за исключением лобового стекла и пары-тройки дизайнерских решений. Под кузовными панелями из углепластика и карбон-кевлара скрывается пространственная трубчатая рама. Четырёхцилиндровый двигатель объёмом 1,8 литра снабдили механическим нагнетателем и турбокомпрессором для отзывчивости в широком диапазоне оборотов. Пиковая отдача, по некоторым данным, превышала 550 л.с.
Delta S4 имела все шансы выиграть чемпионат, однако запомнилась отнюдь не триумфом, а катастрофой. Спустя год после аварии Беттеги на Корсике вновь случился другой ужасающий инцидент. Автомобиль под управлением Хенри Тойвонена и Серхио Кресто вылетел с дороги, упал на деревья и мгновенно превратился в пылающую западню. Оба спортсмена погибли на месте. Резонансная катастрофа поставила точку в истории группы B. Начиная с 1987-го они канули в Лету, а на первый план вышли гораздо более безопасные ралли-кары категории А на базе товарной продукции.
Peugeot 205 T16
Почему гонщики на Audi и Lancia не стали чемпионами в последние годы существования группы B? Ответ перед вами! Peugeot чуть запоздала со своим среднемоторным малышом по мотивам одноимённой серийного хэтчбека 205, но отыгралась сполна. В послужном списке суперкара шестнадцать выигранных этапов, два чемпионских титула в личном зачёте и две победы в категории производителей.
Интересно, что турбокомпрессорный 1,8-литровый агрегат встроен в шасси не продольно, а поперечно ради удобства обслуживания ремней и газораспределительного механизма. Первоначальная мощность — до 350 л.с.
Вскоре «Пежо» выкатила «эволюцию» с усовершенствованной аэродинамикой, более производительным турбонагнетателем и интеркулером (до 550 л.с.).
Ford RS200
Фордовский суперкар не смог взять титул, но тем не менее достоин пристального внимания. Шасси занимался конструктор Формулы 1 Тони Саутгейт, а к облику приложил руку художник ателье Ghia Филиппо Сапино. Компоновка разительно отличается от других машин группы B: наддувный «один и восемь» (до 450 л.с.) установлен продольно за кабиной, а пятиступенчатая механическая КП отнесена к передней оси из соображений развесовки.
Команда готовила также экстремальный 650-сильный вариант Evolution, но ему не суждено было выйти на гоночные трассы из-за запрета группы B.
Завершая обзор знаменитостей яркой и драматичной эпохи стоит вспомнить слова гонщика Алесcандро Беттеги, сына трагически погибшего Аттилио Беттеги: «Группа B была самым ярким выражением ралли, но в этом шоу присутствовало много рисков, и некоторые люди, такие как мой отец, поплатились за это. Я думаю, что соревнование отошло от своих корней в том смысле, что история этого вида спорта основана на автомобилях, созданных на основе серийной техники, а группа B настолько далека от неё, насколько это возможно».