Опубликовано 04 марта 2023, 08:42
3 мин.

Toyota Previa: минивэн, созданный маньяками

Водитель верхом на двигателе, механический нагнетатель и задний привод. Это точно семейный однообъёмник?
Минивэны в массе своей строились и продолжают строиться по единой принципиальной схеме на переднеприводных шасси. Исключения вроде Mercedes-Benz R-Class или старинного Ford Aerostar с продольной компоновкой тоже есть, но они меркнут на фоне «лунохода» от Toyota. На заре формирования сегмента многофункциональных, очень практичных моделей нового типа компания выбрала собственный и, как считают некоторые, противоречащий здравому смыслу, путь.
Toyota

В восьмидесятые годы автопром Японии шёл на подъём с уверенностью межконтинентального лайнера. Бренды смело экспериментировали в разных сегментах и классах. Toyota, например, не побоялась оснастить компактное купе Sera подъёмными дверьми а-ля крылья бабочки. Однообъёмнику, казалось бы, изначально на роду написано быть консервативным. Но нет. В 1990 году на рынок чинно выехала Previa (в Японии — Estima), напоминавшая исследовательский транспорт для Луны и Марса.

Дело не в одном лишь дизайне. Бог с ней, с внешностью, которая могла посрамить топором рубленные, но чрезвычайно успешные Chrysler, Plymouth и Dodge. Вэн интересен компоновкой. Наклонённый под углом 75 градусов двигатель утрамбовали под передними сиденьями. Из-за этой особенности уровень пола довольно высокий, зато компоновщики выиграли в длине полезного пространства. Соответственно, попасть к генератору, насосу гидроусилителя руля, радиаторами и компрессору кондиционера можно через рудиментарную крышку капота, а доступ к свечам зажигания организован через панель под пассажирским креслом. Самобытная запоминающаяся внешность, хорошая развесовка и продуманный салон потребовали жертв. Привод задний или полный с межосевым дифференциалом.

Почитатели японских однообъёмников сейчас наверняка нахмурились: «А как же другие вэны со схожей компоновкой?». Действительно, Previa/Estima не первый и далеко не единственный представитель данной категории. Был, например, очаровательный Nissan Vanette и Serena первого поколения. Но именно Toyota завернула традиционные на тот момент решения в яркую футуристическую обертку и заодно добавила ещё кое-какие занятные ингредиенты. В их числе компрессорная 2,4-литровая «четверка» 2TZ-FZE мощностью 160 л.с. Правда, впихнули её не от хорошей жизни, а ради компенсации нехватки отдачи у базовой модификации со 135-сильным атмосферником того же литража. Кроме бензиновых ДВС предлагался турбодизель объемом 2,2 литра.

На момент появления Estima хоть и была близка к мейнстриму на внутреннем рынке Японии, но вызывала удивление, в том числе довольно высокой ценой от 2 965 000 до 3 350 000 иен.

Несколько лет спустя линейку пополнили Estima Emina и Estima Lucide — укороченные на 70 мм и зауженные на 110 мм. Сомнительное при поверхностной оценке разнообразие имеет логичное объяснение. «Полноразмерный» вэн с 4750 мм между бамперами и шириной 1800 мм относился к третьему классу (крупные автомобили). «Урезанные» исполнения считались машинами пятого класса с более компактными габаритами и налоговыми послаблениями.

Самобытный харизматичный вэн, как отмечают сами японцы, прожил не самую счастливую жизнь. Фактически он стал жертвой собственной оригинальности. Под полом салона «Эстимы» не помещались крупные агрегаты, а, значит, она априори проигрывала схватку с Honda Odyssey и Nissan Elgrand, которые оснащались V-образными «шестерками». Сравнительно популярные Emina/Lucida не баловали запасом пространства для ног спереди и уступали по ездовым свойствам старшей «полноценной» модели.

Неудивительно, что второе поколение сменило концепцию и пошло тропой прагматизма: переехало на переднеприводную платформу от Toyota Camry с удлиненной до 2900 мм колесной базой. Двигатели находятся в моторном отсеке спереди. В компанию «четверок» влился столь важный для большого однообъёмника трехлитровый V6. Уровень пола понижен — вход-выход удобнее, а запас пространства над головами больше, чем у предшественника.

И всё-таки первая Previa хороша, а её облик немного не от мира сего, по сей день притягивает взгляды. Кстати, в Японии предлагался набор для установки передней оптики и радиаторной решетки от Toyota Celsior второй итерации (он же Lexus LS 400). Редкий пример удачного и гармоничного «колхоза».

Автомобильные новости