Сегодня правила дорожного движения довольно сложны. Но в дореволюционной России ограничений было гораздо меньше, а водительское удостоверение можно было получить раньше, чем сегодня. При этом уже в то время на улицах Санкт-Петербурга действовали ограничения скорости, а автомобилисты должны были платить транспортный налог. Благодаря совместному проекту quto.su с Национальной электронной библиотекой мы смогли изучить книгу 1915 года, в которой описаны принципы работы основных узлов и агрегатов дореволюционных машин, а также ознакомиться с основами безопасного вождения и законодательства. Безопасность движения В первую очередь, автор книги напоминает водителям об опасности «закидывания, виляния и скольжения». Иными словами — заноса. «Автомобиль закидывается, когда задние колёса скользят вбок. Автомобиль скользит, когда передние колёса скользят в сторону и машина больше не слушается руля. Автомобиль виляет, когда он двигается по прямой дороге без воздействия руля, но не прямо, а змееобразно», — отмечает Писаренко Г.К слову, в случае возникновения заноса писатель рекомендует немедленно выключить «конус». Из описания технических характеристик дореволюционных автомобилей мы узнали, что так в 1915 году называли педаль сцепления. В книге говорится, что самым простым способом избежать неприятных ситуаций на дороге является соблюдение правил дорожного движения, а также отказ от резких маневров. Особенно в поворотах. Кстати, это совпадает с рекомендациями современной Госавтоинспекции.«Скорая езда в поворотах имеет много недостатков и ни одного достоинства. Она не соответствует полицейским правилам, представляет большую опасность (большая часть несчастных случаев происходит в быстрых поворотах), а также неприятна для ездоков», — отмечает автор. Упоминается, что по городским улицам нужно ездить с большой осторожностью, а водитель должен ни на секунду не забывать, что на проезжую часть внезапно могут выбежать дети. Также рекомендовано опасаться появления пешеходов или велосипедистов. Таким образом, за прошедшее столетие дорожное движение в России не сильно изменилось.Кстати, писатель убеждён, что пассажирам не следует разговаривать с автомобилистами и отвлекать их от управления «сложным механизмом ни на секунду». И тем более давать водителям советы. «Замечания и частые окрики могут только раздражать шофёра. Он теряет спокойствие — самое важное качество при управлении автомобилем», — говорится в книге. ПДД 1915 года Согласно ПДД, действующим в Санкт-Петербурге в 1915 году, легковые автомобили могли передвигаться по всем улицам города, а грузовики — только по заранее утверждённым городской управой маршрутам. Сегодня подобные ограничения с пропускной системой действуют в Москве — это называется грузовой каркас.В перечне обязательного оборудования значились гудок, «хотя бы один» фонарь спереди (работающий на минеральном масле, ацетилене или электричестве) и сзади (он должен освещать госномер), система экстренного торможения, задняя передача, а также некое приспособление, «которое лишало бы посторонних лиц возможности пускать в ход автомобиль во время отсутствия управляющего им». Чтобы получить разрешение на передвижение по северной столице, водители должны были получить госномер. Для этого нужно подать заявление в городскую администрацию, в котором должны быть прописаны технические характеристики и, помимо прочего, место парковки автомобиля. Машину нужно было обязательно предоставить на осмотр эксперту.А вот водительское удостоверение можно было получить по достижении 17 лет. Для этого заранее нужно сдать экзамен на знание двигателей и получить водительскую медсправку. Максимальная скорость движения по городским улицам составляла 15 вёрст в час (около 16 км/ч). Во время поворотов обязательно нужно было замедляться, а вот срезать углы было строго запрещено.В соответствии с правилами, включать светотехнику нужно было одновременно с уличными фонарями. Транспортный налогОплатить налог нужно было до 1 мая. Сумма сбора для владельцев легковых автомобилей составляла 3 рубля с лошадиной силы, грузовых — по 1 рублю с силы. Кстати, в то время зарплата фельдшера составляла 40 рублей, чиновника среднего класса — 62 рубля, а тайного советника или армейского генерала — 500 рублей. Так что не только покупка новой машины обходилась в начале прошлого века недёшево, но и её содержание. Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки. «За несвоевременную или неполную уплату сбора взимается пеня в размере 50% от неуплаченной суммы», — предупреждает писатель.Зато если водитель заплатил налог в любом другом городе России, то платить сбор в Санкт-Петербурге уже не нужно. Как минимум «на тот срок, на который сбор был уплачен в том городе». Подтверждался факт оплаты при помощи специального металлического жетона.