Опубликовано 22 апреля 2023, 14:37
4 мин.

Пионерская правда: как получали водительские права школьники в 1956 году

Чему учили детей в клубах мотористов в 1950-х годах
Журнал «Пионерская правда»: как советские восьмиклассники получали водительские права. Сегодня в России для школьников и детей младшего возраста существует масса разных курсов, кружков и секций, а абсолютно любые сведения можно найти в Сети. Но в середине прошлого столетия источников информации являлась пресса, в том числе еженедельные журналы для самых маленьких. Рассказывали в них школьникам о многом, в том числе знакомили с автомобилями и мотоциклами. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция quto.su также смогла внимательно изучить несколько номеров еженедельника.
rusneb.ru

Стоит отметить, что первый номер газеты вышел весной 1925 года, а спустя пару десятков десятилетий приобрёл огромную популярность у подрастающего поколения. К слову, последний номер «Пионерки» увидел свет в 2012 году.

Во время пика своей популярности, в 1956 году, школьникам рассказали, помимо прочего, о Винницком клубе мотористов. Вступить в него могли все желающие, вне зависимости от школы, в которой они учились, а принимали даже учеников начальных классов, обучение которых начиналось с достаточно простых манипуляций. Например, замены камеры на колёсах.

Пионерская правда: как получали водительские права школьники в 1956 году

© rusneb.ru

В первую очередь, члены клуба учились разбирать и ремонтировать автомобили и мотоциклы, изучали правила дорожного движения, также практически с первых дней школьников, которые захотели присоединиться к секции, учили водить двухколёсную технику. Для этого была выделена площадка у местного Дворца пионеров, но также допускалось выезжать на дороги за городом.

Региональные власти старательно поддерживали стремление подростков и выделили в персональный автопарк 7 мотоциклов, 4 автомобиля и отдельный гараж для хранения транспорта и оборудования.

По сути, подобное обучение приравнивалось в то время к прохождению курса в автошколе. И, если в членских билетах проставлены хорошие оценки, то по достижении 16-летнего возраста подростки могли без проблем записаться в ГИБДД на экзамен на получение водительских прав на мотоцикл.

Строгий порядок движения машин установлен на наших дорогах. Иначе и быть не может. Один недисциплинированный или просто неумелый водитель — большая опасность для других машин, для многих пассажиров и пешеходов.

Пионерская правда: как получали водительские права школьники в 1956 году

© rusneb.ru

В ГАИ Винницкой области подчеркнули, что регулярно выдают водительские права ученикам 8 класса разных школ города, так как подростки прекрасно знают ПДД и управляются с транспортом.

Занятие находилось и на время летних каникул. Так, восьмиклассники вместе со своими инструкторами и более юными товарищами задумали устроить пробег на 350 км от Винницы до Могилёва-Подольского.

В большом пути не раз придётся наполнять баки горючим. И горсовет не поскупился: распорядился выдать ребятам целую бочку бензина. Её погрузили на грузовую машину. Эта машина была в пути не только заправочной станцией, но и станцией скорой технической помощи. В её кузов не забыли положить запасные покрышки, камеры, домкрат и другой инструмент.

Ещё одну машину решено было использовать как склад с продуктами. Так как в путь отправилось сразу 60 человек, то организаторы пробега решили закупить питание оптом у одного из магазинов.

По плану, на один мотоцикл приходилось три сменных водителя, причём далеко не у всех уже имелись водительские права в силу слишком юного возраста. Однако во время путешествия они получили разрешение ехать за рулём за хорошие оценки в членском билете.

Стоит отметить, что сами ежедневные перегоны были достаточно короткими, так что сменялись мотоциклисты достаточно часто, не успев устать. В первый же день колонна благополучно добралась до Могилёва-Подольского, где её участники были встречены с музыкой и цветами.

Пионерская правда: как получали водительские права школьники в 1956 году

© rusneb.ru

На следующий день с утра путешественники выдвинулись в обратный путь. Однако поехали они не сразу домой: на пути им встретился Соколецкий лагерь, где в это время собрались мичуринцы и юные натуралисты со всех районов области. Здесь было решено объявить привал и провести время вместе. А заодно устроить импровизированный турнир по шахматам и концерт самодеятельности.

Впрочем, задерживаться не стали, и спустя несколько часов колонна двинулась в путь. В Винницу в итоге приехали точно по составленному заранее расписанию: в 20:00.

Были подобные клубы и в других городах СССР — например, в Москве. И, если в течение учебного года ребята больше занимались теорией и учились водить на площадке, то за время летних каникул юные мотористы оттачивают мастерство управления мотоциклами в небольших двухдневных автопробегах. Так, за одно лето 1956 года столичные школьники съездили в Подольск, Ясную Поляну и другие места.

Более подробно ознакомиться с правилами дорожного движения, прохождением техосмотра и сдачей экзамена на водительские права вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

В Горьком (сегодня Нижний Новгород) подростки ездили по колхозам, где старались принести максимум пользы: они помогали на прополке полей, уборке урожая, сами водили и ремонтировали тракторы, их задействовали на строительстве зданий, они даже выкопали склад для хранения ёмкости с горючим.

Под руководством опытного инструктора мотористы из города Фрунзе собрали автомобиль «ГАЗ-ММ», а члены Куйбышевского клуба, которых насчитывается более сотни, устраивают тренировочные поездки.

Автомобильные новости