Спустя год после выхода первого номера журнала «Самокат», редакция которого располагалась в Санкт-Петербурге, издание стало достаточно популярным у горожан, которым понравился новый прогрессивный вид транспорта — велосипед. А редакторы, братья Орловские, старались рассказать своим подписчикам самые интересные новости о технических новинках и путешествиях на педальном транспорте. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция quto.su смогла ознакомиться с главными темами еженедельника от 16 сентября 1895 года. В 1895 году годовая подписка на журнал стоила 4 рубля, в эту сумму была включена доставка, а всем новым читателям обещали выслать полную подборку с начала года, независимо от срока оформления. Подписаться на «Самокат» на шесть месяцев стоило 2,5 рублей, а купить один экземпляр можно было за 15 копеек. При этом если подписчик менял адрес, то он должен был заплатить 21 копейку за внесение изменений. Так как многие жители страны с недоверием относились к странным двухколёсным транспортным средствам, да и вообще его использование считалось опасным, то одной из главных целей редакторов стала популяризация велосипедов. В том числе благодаря рассказам о путешествиях на педальной технике.Так, на первых страницах журнала приводятся путевые заметки одного из братьев Орловских, которые он вёл во время пути от Великого Новгорода до Твери. Поездка состоялась в начале сентября и заняла у велосипедиста пять дней. В своих записях автор отмечает, что одной из самых заметных неприятностей стала собака, из-за которой он упал со своего самоката, а также что погода была не самой лучшей для туризма: сильный ветер сопровождался дождём и местами грозами, из-за чего дорога раскисла, а одежда не успевала высохнуть за ночь. При этом путешественник даже в таких условиях проезжал около 100—120 вёрст в день (106—128 км). Но не только в России находились энтузиасты, готовые отправиться в дальний путь на велосипеде, в Европе тоже было немало любителей приключений. Например, итальянец Рафаэль Гатти, который за пару лет объехал несколько стран ради получения новых впечатлений и знаний. «На этот раз я присоединил к этой цели другую, чисто спортивного характера, а именно — достигнуть на самокате северного полярного круга и собрать наблюдения о различном развитии самокатного спорта в различных государствах Европы, чтобы по возвращении в отечество издать книгу о всём виденном и испытанном в пути», — рассказал Гатти.Изначально итальянец должен был отправиться в путь вместе с друзьями, но у одного его спутников в последний момент появились некие семейные обстоятельства. В итоге компанию Гатти составил лишь один его товарищ, студент Марко Тамбурини. Из-за сильной жары было принято решение выезжать из Милана 11 июля вечером. Так что, преодолев за ночь 130 миль (139 км), к утру велосипедисты достигли Альп. После короткой передышки, мужчины продолжили путь в сторону Швейцарии, но из-за опасности перевала частично пришлось идти пешком. «Это одна из самых грандиозных и живописных дорог в Европе: на большом протяжении она высечена в скале и защищена от снежных обвалов многими галереями и другими гигантскими сооружениями. На протяжении 30 км она идёт в гору и, наконец, достигает снежных полей и вечного льда. Застигнутые при подъёме страшной грозой, мы добрались до вершины перевала (2217 метр) лишь после целого дня пути», — пишет итальянец.Первые же проблемы ожидали туристов на спуске с перевала. На ехавшего впереди Тамбурини напала пастушья собака, причём произошло это на одном из резких поворотов, где было сложно маневрировать. В итоге велосипедист упал и серьёзно повредил колено. Впрочем, по прибытии в госпиталь в ближайшем городе он всё же убедил Гатти продолжить путешествие в одиночку и был настроен присоединиться позднее, как только позволит здоровье. Рафаэль согласился, и за два дня преодолел 360 километров от швейцарского города Кур через Виа-Мала до Мюнхена. Интересной особенностью путешествий в конце XIX века было то, что велосипедистов (а спустя пару десятилетий и автомобилистов) практически в каждом городе встречали в местных клубах любителей транспорта. Члены подобных обществ помогали в организации ночлега, питания, досуга, ремонта техники, да и просто были рады поговорить и обменяться новостями. Кстати, в 1895 году всё население столицы Баварии составляло около 350 000 человек. При этом в городе насчитывалось более сорока велосипедных обществ, а всего педальным транспортом пользовались примерно 10 000 человек. Из-за такой популярности властям пришлось запретить езду в центральной части города, а самих любителей техники — обязать получать госномера. Последнее требование распространялось на весь регион.Автор также отмечает, что в Мюнхене получили широкое распространение медицинские велосипеды с небольшими кофрами с оборудованием. А вот пожарные, напротив, вообще не пользовались этим транспортом, который (по заявлению Гатти) прекрасно зарекомендовал себя на этой работе в Милане. «Меня удивило отсутствие самокатчиц: только немногие дамы осмеливаются показаться на самокате», — пишет путешественник. В Берлине, куда мужчина отправился спустя пару дней, езда на двухколёсном транспорте была запрещена почти на всех улицах, так что здесь велосипеды популярностью не пользовались. А между тем, в то время немецкая столица была третьим по величине городом Европы, её население составляло 1 660 000 человек. Из них на самокатах передвигаться предпочитали только 4 000 горожан.26 июля итальянец выехал из Берлина и, преодолев за один раз 297 км, добрался до Гамбурга, а оттуда на следующий день доехал до Киля, где сел на пароход до Дании. Упоминаются в издании и популярные писатели, которые активно ездят на велосипедах. Например, редакторы отмечают, что ждут упоминания двухколёсного транспорта в одном из ближайших произведений Льва Толстого, который как раз начал учиться езде на педальной технике. Среди зарубежных авторов упоминается Эмиль Золя. Парижанин, хотя и признавал удобство самокатов в повседневной эксплуатации, но предпочитал ездить на них исключительно за городом. Кстати, на своей «даче» он даже обустроил специальное место для парковки велосипедов своих гостей.Среди главных достижений технической мысли современников издание приводит проекты инженеров со всего мира, которые примерно в одно время начали разработку воздухоплавательных велосипедов. Например, парой месяцев ранее свою разработку представил некий Мекке из Лейпцига, который предположил, что летать педальной технике помогут два алюминиевых крыла, намертво приваренных к раме, а также две небольшие турбины, воздух в которые должен нагнетаться посредством «движений рук и ног самокатчика». Более подробно ознакомиться с номером журнала Самокат от 16 сентября 1895 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки. Тем временем, в Берлине началось производство керосиновых мотоциклов, причём запуск серийной сборки «затянулся на длительное время». Япония, по словам авторов, в конце XIX века славилась выпуском точных копий европейских моделей. Которые, к тому же, были очень дешёвыми.