Каталог автомобилей 1939: что выпускали в СССР
В советское время линейка легковых машин была крайне скромной, заметно шире был модельный ряд грузовиков.Флагманом советского автопрома был «легковой автомобиль закрытого типа большого литража» ЗИС-101, который собирали на заводе имени Сталина в Москве.
Габаритная длина лимузина составляла 5647 мм, ширина 1892 мм, высота — 1856 мм, размер колёсной базы равен 3605 мм. Под капотом модели размещался восьмицилиндровый двигатель мощностью 110 лошадиных сил, способный разгоняться до 120 км/ч, а в салоне с комфортом могли разместиться 6 или 7 человек. Одним из преимуществ «легковушки» авторы каталога называют установленную в ней радиоустановку.
Стоил ЗИС-101 27 000 рублей, а в комплекте с машиной шли шины, запасное колесо и стандартный набор инструментов. Более подробно о моторе и оснащении роскошного советского лимузина вы можете почитать здесь.
К слову, в то время 1 кг картофеля стоил 40—60 копеек, 1 литр молока — 2 рубля. Так что личный роскошный автомобиль был практически недосягаемой роскошью для большинства жителей страны.
Ещё одной моделью, которая сходила с конвейеров столичного предприятия, был среднетоннажный двухосный грузовик ЗИС-5 стоимостью 10 000 рублей.
«Грузовой автомобиль с бензиновым двигателем. Кабина водителя закрытая, платформа деревянная стандартного типа с тремя откидными бортами. Задние колеса с двойными резиновыми шинами», — гласит описание модели в книге.
Автомобиль оснащался шестицилиндровым мотором, выдающим 73 силы, а его максимальная скорость достигала 60 км/ч. Габариты машины составляли 6060 х 2250 х 2160 мм в длину, ширину и высоту соответственно, размер колёсной базы равен 3810 мм, а грузоподъёмность — 3 тонны.
Отдельно за 9 975 рублей можно было купить грузовое шасси от ЗИС-5. На эту сумму покупатель получал непосредственно «тележку» с двигателем, двускатной ошиновкой, закрытой кабиной и передними крыльями.
За 12 500 автозавод имени Сталина предлагал грузовой автомобиль ЗИС-6 с тремя осями, причём на каждой из задних осей были установлены сдвоенные колёса. В цену также включены две «запаски» и «стандартный набор шофёрского инструмента».
Здесь установлена та же силовая установка, что и на «пятёрке», но так как этот грузовик намного тяжелее (4230 против 3100 кг), то и разгоняться он может только до 50 км/ч. Единственная разница в габаритах сводится к увеличенному до 3900 мм расстоянию между осями. Отдельно шасси можно было купить за 12 275 рублей.
Под индексом 8 автозавод предлагал пассажирский 29-местный автобус с «пружинными сиденьями и электрическим освещением», а также двускатной ошиновкой на задней оси. ЗИС-8 в 1939 году оценивался в 19 936 рублей, а в движение его приводила та же 73-сильная «шестёрка», что ставилась на грузовики.
Отдельного упоминания заслуживает грузовой ЗИС-13 с газогенераторной установкой.
«Грузовой автомобиль с газогенераторным двигателем. Кабина водителя закрытая, платформа деревянная стандартного типа, с тремя откидными бортами. Задние колеса с двойными резиновыми шинами. Вес автомобиля 4000 кг», — говорится в описании модели.
Отдача шестицилиндрового двигателя составляет 48 лошадиных сил, а максимальная скорость грузовика составляет 50 км/ч, а грузоподъёмность — 3 тонны. Всё это оценивалось в довоенное время в 13 000 рублей.
Вторым крупным советским предприятием был расположенный в городе Горький (сегодня более известный как Нижний Новгород) автозавод имени Молотова — он же ГАЗ.
Самой «народной» моделью тогда являлся легковой автомобиль М-1 с 50-сильным четырёхцилиндровым мотором, способный разгоняться до 100 км/ч. В седане могли разместиться четыре или пять пассажиров, а цены на него составляли 9 500 рублей.
Кроме того, на сборочной площадке собирали малотоннажные грузовики с бензиновыми двигателями и газогенераторными установками, лёгкие 16-местные автобусы. Диапазон цен варьировался от 5 763 до до 10 000 рублей.
А вот выпуском тяжёлых грузовиков, способных перевозить до 5 тонн, занимался Ярославский автомобильный завод. В линейку производителя в то время входило две модели.
Полностью ознакомиться с каталогом вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
Тяжеловес ЯГ-6 в движение приводил шестицилиндровый двигатель мощностью 73 силы, максимальная скорость которого достигала 42 км/ч. Флагманский ЯС-3 был способен перевезти только 4 тонны груза, но зато оснащался «опрокидывающимся кузовом». Цены — 15 275 и 18 000 рублей соответственно.
Стоит отметить, что именно эти машины были отправлены в автопробег через пустыню Каракум несколькими годами ранее, в 1934 году, где показали себя крайне достойно.