Сегодня подготовка автомобиля к морозам заключается, в первую очередь, в посещении сезонного шиномонтажа и техцентра для проверки работы основных систем. Однако в военное время в 1943 году водители должны были не только самостоятельно разбираться в техническом устройстве машин до мелочей, но и самостоятельно готовить их к наступлению морозов. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция quto.su смогла внимательно изучить инструкцию по подготовке к осенне-зимнему периоду 80-летней давности. «С наступлением низких температур эксплуатация автомашин значительно усложняется вследствие ухудшения условий работы карбюрации, системы смазки и аккумуляторных батарей. Незнание водительским составом специфических особенностей эксплуатации автомашин при низких температурах вызывает трудности запуска двигателя, размораживание радиатора, двигателя и другие повреждения машины», — говорится в издании. К слову, 80 лет назад инструкция по подготовке автомобиля к холодам была достаточно строгой, не допускалось никаких отступлений от общих правил. Так, шофёры должны были знать особенности обслуживания техники в холодное время года и все необходимые материалы, тонкости холодного запуска двигателя и облегчающих процесс средств, а также быть знакомыми с нюансами зимнего вождения.В первую очередь это касалось военных водителей. Согласно инструкции, командование должно было искать неопытных молодых людей и проводить обучение личного состава «силами опытных шофёров». Обязательно нужно было организовывать практические занятия и инструктаж против обморожения. Сегодня эксперты рекомендуют автомобилистам, помимо смены летних шин на зимние, проверить состояние системы охлаждения, аккумулятора, тормозов, щёток стеклоочистителя, моторного масла и заменить воду в бачке стеклоомывателя на «незамерзайку». Причём самому делать ничего не надо, для предсезонной диагностики нужно разве что доехать до техцентра. Но в 1943 году транспорт, хотя и был намного проще, требовал гораздо больше внимания и заботы к себе. Так, перечень обязательных работ включал в себя промывку системы охлаждения от накипи, промывку масляных картеров и фильтров, бензобака и фильтров, продувку бензопровода. Во всех системах, помимо прочего, нужно было устранить течи, а в системе питания — подсос воздуха.Кроме того, нужно было провести полный ремонт карбюратора, электропроводки и электрооборудования, отрегулировать тормоза, рулевое управление и сцепление, установить плотность электролита в аккумуляторе и утеплить его самодельным чехлом из войлока, сукна, фанеры, картона или других подручных материалов. На заключительном этапе водитель должен осмотреть и отремонтировать утеплительные капоты для мотора, сменить летнюю смазку на зимнюю и залить в систему охлаждения низкозамерзающую смесь (антифриз тогда был прозрачным и не имел запаха, а замерзал при -40 градусах), а также положить в машину цепи противоскольжения, тросы для самовытаскивания и шанцевый инструмент. «При сливе и анализе антифриза не следует пользоваться сифоном; нельзя засасывать антифриз ртом. Необходимо пользоваться насосом. В случае попадания незначительных количеств антифриза в желудочно-кишечный тракт происходит тяжёлое отравление, обычно со смертельным исходом», — подчеркнул автор. Кстати, всю подготовку бокса для хранения техники (в том числе ремонт окон, дверей, крыши и даже печи отопления), инструментов и оборудования, тоже должен был выполнять сам сидящий за рулём человек, причём он же должен был поддерживать весь инструмент в работоспособном состоянии.Стоит также отметить, что сегодня по составу отличаются только летнее и зимнее дизтопливо, но в середине прошлого века то же относилось и к бензину. Подходящие для холодного пуска смеси готовили на заводах в Краснодаре и Грозном, причём последний делал более подходящее для сильных морозов. Если нужного «горючего» под рукой не оказывалось, то рекомендовано было использовать авиатопливо Б-59. Во время стоянок водитель обязан проверять состояние всех систем, а также следить за тем, чтобы машина завелась в любой момент. Поэтому все работы, связанные с её утеплением, были его заботой. Если предполагалась длительная остановка при температуре воздуха -30 и ниже, то нужно было сооружать шалаши из подручных материалов (ветки тоже считаются) для мотора и трансмиссии. Не лишним было регулярно запускать силовую установку, что позволит ей постоянно оставаться тёплой. Но также допускался механический подогрев при помощи жаровен с углём, каталитических печей и ручных устройств. Не только подготовка машин к зиме была занятием трудоёмким, но и поездки в холодное время года. Так, нередко машины отправлялись в рейс в одиночку, а даже такой обыденной сегодня вещи, как АЗС на трассе (как и самих асфальтированных дорог) тогда не было.Сейчас автомобилистам нужно возить с собой не так много полезных в пути вещей. Так, эксперты советуют положить в багажник запасное колесо, компрессор, домкрат, пусковое устройство, а при себе иметь запас воды, еды, аптечку и тёплые вещи. Большая часть из них могут пригодиться разве что в экстренной ситуации. Например, если трасса окажется перекрытой из-за снегопада. Но 80 лет назад перечень жизненно необходимых предметов был значительно шире.В остальном рекомендации относительно зимней езды для современных водителей и шофёров в 1943 году практически идентичны. Ехать нужно плавно, без резких манёвров, соблюдать скоростной режим и быть бдительным. Более подробно ознакомиться с книгой 1943 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки. «При движении по обледеневшим дорогам никогда не следует надеяться на тормоза. При наличии приподнятой обочины надо двигаться у края дороги с небольшой скоростью, чтобы при заносе машина уперлась в кромку обочины или тротуара. Подъём, покрытый льдом, необходимо брать только с разгона», — уточняется в издании.