Опубликовано 05 февраля 2017, 19:00

Вездеходы родом из СССР: тройка непризнанных гигантов

В Советском Союзе разрабатывали массу вездеходов для различных нужд. Но часто уникальные проекты приходилось закрывать

В Советском Союзе разрабатывали массу вездеходов для различных нужд. Некоторые грандиозные проекты так и остались невостребованными

Техника высокой проходимости требовалась и военным, и спасателям, и для сельскохозяйственного использования. Чтобы удовлетворить все запросы потребителя, инженеры создавали совершенно невероятные конструкции.

ЗиЛ-4904

Вездеходы родом из СССР: тройка непризнанных гигантов

Этот шнекороторный вездеход ПЭУ-3 стал самым большим в мире, его масса – 7 тонн, грузоподъемность – до 3 тонн. Габаритные размеры - 8,5 метров в длину, и по 3 в ширину и высоту . В движение огромный шнекоход приводится двумя 7-литровыми моторами ЗИЛ-375, суммарной мощностью 360 лошадиных сил.

Интересна и схема трансмиссии – к каждому из двух шнеков привязана собственная автоматическая коробка передач, Крутящий момент идет через раздатку на редуктор главной передачи, имеющий два выхода на две АКП.

По проходимости шнекороторные вездеходы превосходят любую другую технику, что гусеничную, что на воздушной подушке. ЗиЛ-4904, несмотря на свою чудовищную массу, еще и прекрасно плавает.

Кроме того, шнекоход обладает отменной маневренностью – поворотный принцип как у гусеничной техники – за счет подтормаживания одной стороны, но шнекоход, кроме того, может двигаться непосредственно вбок.

Скорость движения таких машин невысокая, этот шнекоход развивает максимальные 16 км/ч по снегу, 10,5 км/ч по воде и 7,3 км/ч по заболоченной местности.

Но есть и несколько существенных минусов, исключающих их повсеместное использование. Во-первых, самостоятельно двигаться по твердым поверхностям такая техника не может, разрушаются как сами шнеки, так и покрытие. Кроме того, передвижение наносит существенный ущерб природе, разрушая грунт и корневые системы деревьев. Кроме того, ЗиЛ-4904 показывает грандиозный расход топлива, приближающийся к 100 литрам на 100 километров.

В результате, было создано несколько ЗиЛ-4904, как в грузовой, так и в пассажирской модификации. Но применение им так и не нашли.

ЗиЛ-4906. "Синяя птица"

Вездеходы родом из СССР: тройка непризнанных гигантов

Трехосный полноприводный плавающий вездеход на базе ЗИЛ-4906. "Синяя птица" создавалась под определенную задачу – создание поисково-спасательного комплекса для эвакуации приземлившихся в труднодоступные регионы космонавтов.

В движение машина приводится мотором ЗИЛ-130, который выдает всего 150 лошадиных сил, но может похвастаться 401 Нм крутящего момента. Причем двигатель брался не заводской, а собирался вручную. Коробка передач – пятиступенчатая механическая, плюс понижающий ряд, так что в сумме получалось 10 передач. Для движения по воде имеются два гребных винта.

На дороге машина может развивать скорость до 75 километров в час, по воде скорость достигает 8 километров в час. Максимальный расход - 75 литров на 100 километров, на борту вездеход имеет 520 литров топлива в двух баках по 260 литров.

Вездеход пригоден для доставки в необходимый регион вертолетами Ми-6 и Ми-26 и самолетами Ан-12 и Ил-76.

Но послужить космонавтам он так и не успел, к 1975 году, когда вездеход был готов, космические спускательные аппараты получили более совершенные системы и стали приземляться в предусмотренные места, откуда космонавтов уже не надо было спасать. В результате, вездеходы отправились на службу в МЧС, в нефтедобывающую отрасль и другие организации где требуется техника повышенной проходимости. Всего было выпущено 14 пассажирских вездеходов и 12 грузовых, с краном-манипулятором.

НАМИ ЭТ-8

{187635}

Экспериментальный пневмокатковый транспортер разработали в НАМИ в 60-е годы прошлого века. Вездеход обладал внушительной грузоподъемностью в 8 тонн и имел перспективы поступить на армейское вооружение для перевозки тяжелых ракет в труднодоступные районы.

ЭТ-8 получил мотор ЗИЛ-375 мощностью 180 лошадиных сил, который приводил в движение восемь колес Я-194 Ярославского шинного завода. Колеса установлены на две балансирные тележки, по 4 на каждую, между тележками установлен блокирующийся дифференциал, также по межбортовой блокировке на каждую тележку. Передняя тележка – поворотная, минимальный радиус разворота 15,5 метра.

Вездеход получился очень тяжелым, массой больше 12,5 тонн, и не был унифицирован ни с одним из производящихся грузовиков, поэтому в серийное производство не пошел, так как для армейских нужд его сочли неподходящим.

Автомобильные новости