Удивительные концепт-кары СССР: "Москвич" будущего с двухэтажными стеклами
Восьмидесятые годы – время чудес. Автомобильный дизайн стряхнул с себя тяжеловесность, присущую минувшему десятилетию, и отправился покорять космические просторы. Стилистика шла рука об руку с аэродинамикой. Интерьеры с цифровыми панелями приборов и россыпью клавиш, покрывавших даже ступицы рулей, обрели вид салонов космических кораблей и поражают по сей день. Новые веяния будоражили умы не только американцев или японцев, но и отечественных дизайнеров и инженеров, поддавшихся моде. Особенно отличились гениальные товарищи из АЗЛК, создавшие плеяду прототипов с прицелом на серийное производство. И, пожалуй, самым удивительным среди них впору считать "Москвич-2143", он же "Яуза", разработанный на рубеже 80-х и 90-х годов.
Имя реки, протекающей в столице, не вполне подходило машине с небывалыми решениями. Ведь все ее изгибы отлично знакомы, приливов и штормов на ней не бывает. А тут – мятеж, бунт, истинное вольнодумие и свободомыслие! "Яуза" по сей день изумляет обликом – двухэтажным боковым остеклением, рассеченным брусом силовой структуры дверей, который объединяет переднюю и заднюю часть. Эта особенность заставляет позабыть некоторое сходство с тольяттинской "Десяткой" и задаться вопросом – кто надоумил дизайнеров такое исполнить?
Ее величество аэродинамика! Обратите внимание, сколько обтекаемым получился экстерьер, над которым работал главный дизайнер предприятия Марат Елбаев. То была не прихоть, а требование техзадания, гласящего о значительном снижении коэффициента аэродинамического сопротивления даже в сравнении с "Москвич-2141". После того как появился каплеобразный капот и перетекающий в него "лобовик" с выгнутыми боковыми стеклами, стало понятно – сделать их опускающимися попросту не получится по технологическим причинам. В те времена некоторые производители полагали, что не за горами времена, когда стеклоподъемники уйдут в историю, а микроклимат в салоне будет поддерживать кондиционер и климатические установки.
Подобный сценарий вкупе с технологическими ограничениями давал карт-бланш на невероятные решения вроде стационарной основной части стекол и опускающейся небольшой секции. Но в случае с "Яузой" поступили куда оригинальнее, сделав опускающимся нижний "этаж". Диковинное решение предложил главный конструктор АЗЛК и профессиональный дизайнер А. Е. Сорокин. Дабы стилистически интегрировать инженерную причуду в облик седана, задние фонари визуально выполнили в виде продолжения нижнего остекления. В итоге внешность автомобиля замерла на тонкой грани между дерзкой оригинальностью и ничуть не портившей ее харизматичной дисгармонией.
я выбрал вместо рекламы.
Интерьер "Яузы" в стиле биодизайн, буйствовавшим в девяностые годы по всей планете, опередил свое время и выглядел классно. Удивительной особенностью стала панель приборов, которая изменяла угол наклона вместе с регулируемой рулевой колонкой и всегда оставалась читаемой.
я выбрал вместо рекламы.
Технически "Яуза" оказывалась не менее интересной. Начнем с того, что седану изначально полагался полный привод и передние дисковые вентилируемые тормозные диски. Но самое главное, планировались новые двигатели собственной разработки – 1,8-литровый бензиновый восьмиклапанник с карбюратором, либо системой распределенного впрыска топлива, а также инжекторный 16-клапанный агрегат и дизели в атмосферном и наддувном исполнении.
Финал этой прекрасной истории до боли напоминает судьбы многочисленных российских разработок – проект не был реализован.
Создание "Яузы" пришлось на крайне сложные для страны годы и смену руководства завода. А ведь кто знает, какое влияние оказал бы на рынок и отечественный дизайн футуристичный седан…