Пока бушуют интернет-страсти вокруг мини-сериала "Чернобыль", снятого HBO, мы вспоминаем о реальных участниках трагических событий, преданных забвению. Люди – главные герои и жертвы чудовищной по своим масштабам катастрофы, потрясшей СССР и мир в апреле-мае 1986 года. В результате крупнейшего инцидента в истории атомной энергетики начался пожар, который продолжался десять суток, а в окружающую среду из ядовитого ада было выброшено около 14 эксабеккерелей (порядка 380 млн кюри) радиоактивных материалов, загрязнившие территорию площадью свыше 200 тысяч кв. км. Согласно данным Российского национального радиационно-эпидемиологического регистра (НРЭР), у 134 человек, находившихся на аварийном блоке в первые сутки, была выявлена лучевая болезнь. Из них 28 погибли в течение нескольких месяцев. Бок о бок с ликвидаторами трудилась техника, которая была облучена и навсегда осталась в зоне отчуждения на огромных кладбищах. В операции принимали участие самые обычные автомобили – пожарные, поливальные, автобусы, а также военная техника и вертолеты – с неба в шахту с горящим графитом лилась смесь карбида бора, свинца и доломита. Грузовики и стройтехника, делавшая невозможное В начале на месте трагедии работала самая обычная техника – специально созданных образцов с необходимым уровнем радиационной защиты попросту не было.Работа машин с дистанционным управлением у разрушенного энергоблока представлена в леденящих душу кадрах исторической хроники. Под напором радиоактивного облучения иногда сдавалось электрооборудование. Ликвидаторы шутили, что "здесь роботы сходят с ума"…Военная техника против радиации К Чернобыльской катастрофе привлекались машины, которые изначально создавались для выполнения боевых задач. Их помощь была неоценимой. Для прекращения выбросов радиоактивных веществ в период с июля по ноябрь 1986 года над четвертым энегоблоком АЭС был возведен бетонный саркофаг – гигантское защитное сооружение (оно же объект "Укрытие") высотой более 50 м и внешними габаритами 200 на 200 м.Свинцовые автобусыОсновной защитой от радиации был двойной слой свинца, покрытый сверху пластиком, сваренный как единое целое для удобства мойки салона. Количество сидячих мест было уменьшено до 20, изменена конструкция сидений, изготовлена новая входная дверь, дополнительно были навешены свинцовые решетки по боковине для защиты сидящих пассажиров. Автобусы доставляли аварийные бригады к месту аварии. Было изготовлено более 50 автобусов".