Стоимость владения автомобилем: расходы на топливо
Продолжаем серию материалов, посвященных финансовым составляющим владения машиной. В предыдущих материалах мы говорили о стоимости приобретения автомобиля, кредитах, дополнительном оборудовании и страховке. Теперь пора оценить стоимость топлива.
Топливо
Вопрос «сколько жрет?» интересует даже наемных водителей, которые за сжигание топлива в цилиндрах получают деньги. А уж для тех, кто кормит железного коня на свои кровные, этот вопрос становится совсем не праздным.
Траты на топливо прямо пропорциональны интенсивности эксплуатации, и при годовых пробегах более 20 000 км становятся одной из самых крупных статей расходов, превышая даже стоимость КАСКО. Например, при среднем расходе в 10 л/100 км бензина АИ-95 по цене 39 руб./литр за оговоренные нами три года и 70 000 км пробега в трубу вылетает 273 000 рублей. То есть, если у рассматриваемых машин разница в тратах на топливо составляет хотя бы 10% в денежном выражении, это уже будет ощутимо. А у моделей-одноклассников она может быть и больше. Даже если они оснащены похожими силовыми агрегатами – например, бензиновыми двухлитровыми «атмосферниками» и гидромеханическими «автоматами» - расход топлива может различаться на 10-12%. А если у одной из машин под капотом будет высокотехнологичный 1,4-турбо и «робот» с двумя сцеплениями, она может быть экономичнее на 15-20%.
Еще больший выигрыш в расходе топлива обеспечивает дизель. Особенно если он является альтернативой близкой по цене бензиновой модификации с двигателем значительно большего объема. В этом случае разница в пользу дизеля может достигать 30-35%.
Но как заранее узнать, сколько топлива будет расходовать та или иная машина?
Спроси владельцев
О том, почему заявленные в технических характеристиках цифры расхода всегда меньше реальных, объяснялось уже неоднократно – повторяться не будем. Вопрос в том, какую поправку нужно делать, чтобы получить реальные значения? Увы, но однозначно ответить на него нельзя.
Во-первых, расход топлива сильно зависит от режима движения и индивидуального стиля езды водителя. Для кого-то городской цикл – это свободная езда по провинциальному 50-тысячнику с тремя светофорами на весь город, а для кого-то – бутылочное горлышко на въезде в мегаполис, где по утрам за 20 минут лишь на 500 метров продвигаешься. При этом один водитель рвет с каждого светофора, как в последний раз, а другой разгоняется плавно. Для кого-то загородный режим - это узкая однополоска с вереницей машин, плетущихся со скоростью 50-60 км/ч, а для кого-то – свободная магистраль и 140 на спидометре.
Во-вторых, даже если ездить одинаково, у разных автомобилей прибавка фактического расхода к заявленному может сильно различаться. Например, у меня на Ford Fusion расход в городе был на 20-25% выше заявленного, а на Nissan Qashqai – на 30-40%. Хотя манера езды и дорожный трафик остались теми же…
Кроме того, в технических характеристиках зачастую не указывается, по какому стандарту проводились замеры – европейскому или американскому. А они очень сильно различаются. По европейскому стандарту цифры городского расхода получаются более-менее приближенными к реальности, а загородного – слишком оптимистичными. По американскому же – наоборот.
Поэтому лучший способ заранее узнать реальный расход топлива интересующей вас модели с определенным мотором и трансмиссией - покопаться на форумах владельцев. Где люди подробно рассказывают, в каких условиях у них получаются такие-то результаты. Найдя несколько отзывов со схожими с Вашими условиями эксплуатации, можно будет узнать, какой расход на этом автомобиле будет у Вас.
Расходы на топливо не всегда равны расходу топлива
Сравнивая рассматриваемые автомобиля по тратам на топливо, надо учитывать не только его расход, но и стоимость топлива. Например, если обе машины потребляют одинаковое количество бензина, но для одной предписан минимум 95-й, а другая обходится 92-м, в денежном выражении это уже 8-10% разницы.
Дизтопливо также на 8-10% дешевле 95-го, но с ним не все так просто. Дело в том, что дорогостоящая топливная аппаратура дизелей весьма требовательна к сезонности и качеству топлива. Которое в России до сих пор, увы, нестабильно и непредсказуемо. Поэтому несмотря на то, что автопроизводители запрещают применять присадки к топливу, «дизелисты» со стажем ими пользуются. Например, антигелевую добавляют регулярно от первых заморозков до, как минимум, Нового года. Более подробно о специфике эксплуатации дизелей – и в том числе о технических и юридических аспектах применения присадок - мы поговорим отдельно. Пока же Вам надо знать, что если ими пользоваться, цена литра топлива возрастает на сумму от одного до трех рублей.
В наших расчетах мы исходили из того, что все автомобили потребляют 95-й бензин по цене 39 руб./литр, средний расход которого при 60% пробега по городу и 40% по трассе для машин классов В+, С+, D+ и Е+ составляет 9,5; 10,5; 12 и 14 л/100 км соответственно.
Экономичность стоит дорого
Конструкция современных автомобилей настолько оптимизирована, что выжать дополнительную экономию из классических решений уже практически невозможно. Добиться ощутимо меньшего, чем у моделей-конкурентов расхода удается только за счет применения дорогостоящих передовых технологий. Но прежде, чем покупать высокотехнологичную модификацию, надо сопоставить ее стоимость с экономией, которую она может принести.
Например, если мотор 1,4-турбо с «роботом» обходится дороже двухлитрового «атмосферника» с классическим «автоматом» на 100 000 руб., при этом за три года и 70 000 км позволяет выиграть на топливе в 50 000 руб., выбор турбоверсии может быть продиктован любыми соображениями, но только не экономическими.
К тому же, опыт эксплуатации показывает, что далеко не все передовые технологии беспроблемны. Например, многие бензиновые моторы с непосредственным впрыском и «турбодопингом» оказались капризными и малоресурсными. На вторичном рынке об этом уже знают, поэтому оснащенные ими автомобили сильно теряют в цене. То есть, сначала надо переплатить при покупке, а потом потерять при перепродаже…
Поэтому погоня за экономией на топливе далеко не всегда приносит выгоду.
В следующий раз поговорим о том, как на стоимость владения влияют транспортный налог и расходы на техническое обслуживание.
Александр Конов, эксперт по выбору автомобилей