Сколько стоит владение автомобилем? Часть 2. Цена.
Продолжаем изучать вопрос затрат на владение автомобилем. В первом материале мы обозначили параметры нашего исследования.
Поскольку цена автомобиля является самой крупной составляющей стоимости владения, от нее во многом зависит итоговая сумма, в которую обойдется его содержание. Поэтому если финансовая сторона вопроса для вас важна, начинать надо с определения потолка цены покупки. И уже не превышать его, какие бы соблазны к этому ни подбивали.
Сколько можно потратить на покупку машины, каждый решает для себя сам. Например, в западных странах активно пропагандируется, что цена автомобиля не должна превышать 2/3 годового дохода покупателя. Потому, что там уже давно поняли, что если человек тратит все деньги на что-то одно, лишая себя других радостей жизни, это плохо не только для него самого, но и для экономики всей страны.
Причем, эта формула справедлива только для автомобилей нижнего и среднего ценовых диапазонов, а стоимость дорогих машин должна занимать еще меньшую долю в доходах покупателя. Это связано с тем, что по мере роста благосостояния у человека расширяется круг интересов, в котором автомобилю места остается все меньше и меньше.
Например, если Fiat Punto может быть для владельца самым дорогим приобретением после жилья, то у хозяина Range Rover, если он не самозванец, могут быть и другие автомобили.
Дело не в зарплатах
Многие скажут, что для России формула в 2/3 годового дохода не подходит, поскольку наши зарплаты значительно меньше «их» доходов. Но дело не в зарплатах, а в отношении к автомобилю - прагматичном на Западе и культовом в Росси.
Даже в богатейшей Швейцарии очень немногие способны позволить себе Range Rover. Но если на 2/3 годового дохода можно купить максимум Opel Corsa или Ford Fiesta, европейцы даже не смотрят в сторону более дорогих Opel Astra или Ford Focus. Мы же тратим на автомобиль по полтора-два годовых дохода, хотя на рынке есть гораздо более доступные модели. Просто машина для нас – это предмет поклонения, за который готовы отдавать все заработанные и даже еще незаработанные деньги.
Например, покупатель Hyundai Solaris, бегающий от банка из-за невыплаты автокредита, даже слышать не хочет о «Гранте», которую мог бы вытянуть без напрягов. А владелец нового VW Touareg, живущий в убогой девятиэтажке брежневских времен, считает, что Tiguan он уже перерос…
До тех пор, пока в стоимости жизни оставалось еще много советской халявы, наказания за непозволительно дорогой автомобиль многим удавалось избегать. Но сегодня медицина и образование де-факто уже перестали быть бесплатными, а налоги на недвижимость по новым ставкам людям еще предстоит заплатить. И это – только начало…
Поэтому чтобы в новых экономических реалиях автомобиль не загнал вас в финансовый тупик, надо научиться отводить ему строго определенное место в бюджете. Чтобы реально доступный автомобиль не стал шоком, пусть это будет даже не 2/3, а полный годовой доход – больше точно нельзя. Готовы попробовать?
Качество жизни вместо понтов
Легко сказать – научиться. Если честно оценить свои финансовые возможности, большинству из нас еще в сытые докризисные времена надо было покупать машину классом, а то и двумя ниже. Но как перейти на черный хлеб, уже вкусив сдобной булки?
Зомбировать себя необходимостью экономии – дело неблагодарное. Если не получать позитивной компенсации за налагаемые на себя ограничения, они лишь отравляют жизнь и удовольствия не приносят. Лучший способ примирить себя с «недостойным своей светлости» автомобилем – потратить разницу в цене между ним и машиной, до которой Вы собирались тянуться, на какие-то желанные для вас блага, которые раньше Вы считали непозволительной роскошью.
Допустим, что изначально планировали поменять свой пятилетний Focus на Octavia, прыгнув выше головы и найдя не ее покупку 1 200 000 руб. Однако ваш годовой доход позволяет купить максимум VW Polo за 800 000 руб. Стать владельцем Polo после «Фокуса» и вместо «Октавии» – это явно шаг назад. Но давайте посмотрим, что можно получить в качестве компенсации.
Представим, что вы любите проводить время на даче, которая до сих пор не оснащена инженерными коммуникациями. За 400 тысяч можно организовать на даче санузел с системой автономного водоснабжения и канализации. О чем раньше даже не мечтали, поскольку Focus в свое время приобретался в кредит, и все деньги уходили на него.
А теперь честно (только обязательно честно!) ответьте себе на вопрос, что для вас важнее - приезжать на дачу на Октавии, при этом бегать «до ветра» на улицу, греть воду кипятильником и мыться в тазике? Или приезжать на Polo, при этом пользоваться на даче комфортом городской квартиры?
После того, как получите ответ на этот вопрос (надеюсь, он будет однозначным), легко согласитесь на Polo. Потому, что будете понимать, что благодаря более доступному автомобилю обрели совершенно другое качество загородной жизни, которого так и не познали бы, потратив те же 400 тысяч на Октавию…
То есть, выбор между реально доступным и непозволительно дорогим для вас автомобилем – это выбор между качеством жизни и понтами в ущерб качеству жизни. Все остальное – отговорки и самообман.
Почему так дорого?
Понимаете, деньги очень нужны…
Определившись с тем, сколько можно потратить на покупку автомобиля, приступайте к выбору в рамках отведенного бюджета. При таком подходе разница в цене между рассматриваемыми машинами обычно находится в пределах 10%. Насколько это критично?
Сама по себе такая разница еще ни о чем не говорит. За счет других статей стоимости владения самый дорогой из кандидатов в итоге может как сравниться по затратам с самым дешевым, так и уйти от него в отрыв еще дальше. Вот что однозначно влияет на итоговую стоимость владения – так это справедливость цены. Что это такое?
На цивилизованном западном рынке ценник «от фонаря» не поставишь – тамошний разборчивый покупатель этого не поймет. Поэтому соотношения цен между прямыми конкурентами там очень близки и выверены до процента. Например, если одна из двух моделей воспринимается на 5% дороже конкурента, она будет дороже ровно на 5%. Если же их сравнять по цене или разогнать до 10%, ставшая более выгодной машина сразу превратится в бестселлер, а на продажах ее конкурента можно будет ставить крест.
Российский же покупатель лишь на первый взгляд кажется ушлым, готовым «отжимать» каждую копейку. На самом же деле часто не замечает очевидной выгоды и легко ведется на искусственно созданный премиальный имидж и высосанные из пальца «уникальные преимущества», рассчитанные на блондинок-чучундр из шоу Ардовой «Одна за всех».
Поэтому Россия для автопроизводителей - что населенная необразованными индейцами Америка для последователей Колумба. Соответственно, и действуют они здесь, как покорители Дикого Запада – каждый по своим правилам. Одни демпингуют, чтобы захватить максимальную долю рынка, другие предпочитают продавать мало, но дорого. Большинство компаний организовали производство в России, а некоторые продолжают импортировать машины, что делает их априори дороже. После кризиса одни марки приняли решение удерживать рублевые цены, а другие отпустили их вслед за курсами доллара и евро.
В результате, цена одних моделей на фоне конкурентов в России может быть весьма привлекательной, а других – сильно завышенной. Например, разница между теми двумя моделями может составлять не 5%, как в Европе, а все 20%. Или дороже может быть та из них, которая во всем цивилизованном мире стоит дешевле…
Несправедливая переплата – всегда потея
Конечно, это не означает, что переоцененную модель нельзя покупать в принципе. Например, по своим потребительским качествам она может оказаться для Вас лучшим или вовсе единственно возможным выбором. Однако надо понимать, что необоснованная переплата на этапе покупки почти всегда теряется безвозвратно.
Ведь через какое-то время машину надо будет продавать. А на вторичном рынке цена модели совершенно не зависит от того, насколько выгодно или дорого ее продавали новой. Например, если через три года «вторичка» оценит данную модель в 1 000 000 руб., она будет падать до миллиона что со справедливых 1 500 000 руб., что с «перегретых» 1 700 000 руб. А компенсировать потерю 200 тысяч, скорее всего, будет нечем.
Потому, что если автопроизводитель сознательно «надувает щеки» на цене автомобилей, он обычно спекулирует также на стоимости сервиса и запчастей. Таким наглым и примитивным способом на пустом месте создается имидж «премиальной» марки… А дороговизна запчастей и сервиса неизбежно тянет за собой дороговизну КАСКО, поскольку автомобиль становится дорогим в ремонте и угоняемым на запчасти.
Поэтому если цена машины явно завышена, можно даже не надеяться на то, что другие статьи стоимости владения будут выгодными и позволят компенсировать изначальную переплату. Чтобы автомобиль мог побороться за звание самого выгодного среди конкурентов, его цена должна быть максимум справедливой, а еще лучше – привлекательной.
Лучший судья – я сам
Но как определить по цифрам в прайс-листе, выгодно это для данной модели, адекватно или слишком дорого? Каких-либо четких и единых критериев справедливости цены не существует – она определяется исключительно восприятием потребителя. Поэтому если вы не ардовская чучундра, не фанат определенной марки, и хотя бы немного разбираетесь в автомобилях, на роль объективного судьи можете смело приглашать себя. Ведь как показывает практика, у людей, знающих цену заработанным деньгам и не больных фетишизмом, ощущение справедливости цены правильное и примерно одинаковое.
Для этого рассматриваемую модель надо беспристрастно сравнить с конкурентами в статике и в динамике, оценивая соотношение цена/количество автомобиля и цена/качество. Если ее цена несправедливо завышена, сразу это почувствуете, причем сможете сказать, насколько она завышена.
Чтобы проверить себя, можно почитать отзывы автомобильной прессы, которой доверяете, и опросить своих знакомых, объективности суждений которых также доверяете. Только вопрос знакомым должен быть не «Купили бы вы себе такую машину за такие-то деньги?» (возможно, что такая машина им в принципе не нужна), а «Как считаете, стоит ли данная модель таких-то денег, если ее такие-то конкуренты стоят столько-то?»
А скидка?
В последние годы автобизнес настолько приучил покупателей к скидкам, что те готовы рубиться за них порой до унижения. Доходит до того, что дилеры, между которыми мечется клиент-шантажист, договариваются между собой, что при каждом следующем его приезде будут уступать на 500 рублей больше конкурента. До тех пор, пока человек не поймет, что такси от салона к салону обходится дороже... Так стоит ли бороться за скидку?
Понятно, что чем меньше заплатить за один и тот же товар, тем выгоднее он будет в итоге. Поэтому если вы уже определились с моделью машины, нет ничего зазорного в стремлении купить ее как можно дешевле. А уж в какой точке надо остановиться, чтобы торг не превратился в унижение, каждый решает для себя сам.
Но мы также говорили о том, что если разница в цене между моделями-конкурентами находится в пределах 10%, экономия или переплата на этапе покупки еще ни о чем не говорит. Поэтому выбирать машину по наличию или размеру скидки (не продавца, а именно машину) – это все равно, что «на зло маме уши отморозить».
Ведь вполне возможно, что на данную модель именно потому и нет никаких скидок и подарков, что она без всяких уступок является самой выгодной среди конкурентов. Поэтому прежде, чем упираться в возможность торга, для каждой из рассматриваемых моделей надо просчитать итоговую стоимость владения. Чем мы с Вами и занимаемся.
В следующий раз поговорим о том, почему покупать машину в кредит иногда бывает очень выгодно.
Александр Конов, эксперт по выбору автомобилей