Ski-Doo Summit: уверенный и дерзкий
Пару лет назад отец горного снегоходинга Брет Расмуссен, проводя мастер-класс для российских снегоходчиков и журналистов в Шерегеше, обмолвился, что нам дико повезло с зоной катания, ведь у него в Айдахо Summit с восьмисоткубовым мотором едет так же, как у нас шестисотка. Из-за нехватки кислорода на высоте в 3000 м Брету всегда не хватает мощности. Его сотрудничество с BRP в качестве прорайдера дало свои плоды и перед нами абсолютно новый Ski-Doo Summit 850 E-tec с двигателем объемом в 850 см3.
Канадцы сделали со снегоходом то, на что не решались целые 20 лет — с чистого листа разработали и двигатель, и шасси одновременно. Платформа REV Gen4 XP получила новый силовой треугольник, скошенный кверху тоннель и литую алюминиевую переднюю часть. Конструкция стала легче и жестче. На предыдущей генерации Summit двигатель был смещен влево, что накладывало отпечаток на развесовку и управляемость. Смещение же нового мотора относительно продольной оси снегохода - всего 25 мм, что ощутимо оптимизировало центр масс. К тому же силовой агрегат сместили немного вниз и вперед, что так же положительно сказывается на управляемости. Тоннель пирамидкой стал уже к верхней части, что позволило установить более узкое сиденье и упростить водителю перемещения вокруг снегохода на склонах. Но главное, что теплообменники системы охлаждения теперь интегрированы в раму снегохода. Это означает меньший риск их повреждения и лучшее охлаждение в плотном снегу.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Кардинально изменился корпус. Передняя часть сузилась на десяток сантиметров, а боковые панели новой формы позволяют водителю стоять на подножках значительно ближе к двигателю, чем раньше. Вдобавок изменились и сами подножки. В передней части они почти горизонтальны, отверстия для сброса снега стали огромными, они расположены на 20 мм выше, чем на старом снегоходе, что позволяет меньше цепляться ими за снег. Но самое главное — производитель отказался от стремян в передней части, а значит, рабочая поверхность подножки увеличена без риска зацепиться ногой за поперечину в ненужный момент.
Передняя подвеска тоже новая, теперь это Ras3. Главные отличия от предыдущей версии: колея заужена до 895 мм, а сами лыжи сдвинуты вперед. Говоря автомобильной терминологией: кастор стал больше. При постановке в угол за счет новой развесовки и узкой колеи сноумобиль охотно выходит на траверс, а при скоростной езде по прямой, уводы с траектории стали минимальными. Задняя подвеска tMotion принципиально не изменилась, она немного наклоняется из стороны в сторону и имеет узкие направляющие, что позволяет краю гусеницы загибаться, это улучшает зацеп с покрытием в некоторых условиях движения. Интересно, что ее ход увеличился с 239 до 381 мм. Теперь приземления после прыжков будут явно мягче, да и запас зацепа при движении по очень крутым склонам побольше. Трак тоже "перелопатили", 7,5-сантиметровые грунтозацепы расставлены реже (между ними 89 мм), их форма с легким загибом в пятне контакта призвана улучшить тягу, а вес удалось снизить аж на четыре с половиной кг.
Теперь о двигателе. Не известно, повлиял ли на положение вещей Расмуссен, потребовав у своих спонсоров более мощный мотор или гонка вооружений была задумана и без его участия, но то, что мы получили, превзошло все ожидания. Двухтактный 849-кубовый двигатель располагает запасом мощности в 165 л.с. и пиком крутящего момента в 145 Нм. Основная пара форсунок непосредственного впрыска дополнена еще одной парой, которая впрыскивает топливо при резком открытии газа, а клапаны eR.A.V.E. теперь управляются электроникой. Силовой агрегат получил новый составной коленвал, плазменное напыление на стенки цилиндров и новую поршневую группу. В довершение инженеры установили дополнительный масляный насос для смазки коренных и нижних шатунных шеек, что позволило снизить расход масла, впрыскиваемого в топливо, на 40%, так что теперь на одной заправке маслобака Summit проезжает 1400 км! В довершение — новый вариатор с улучшенным откликом и возможностью выбора одного из шести вариантов настройки от очень плавного поведения, до спортивной резкости. Адаптировать узел можно штатным ключом в любой момент.
Каждая деталь нового снегохода, пусть немного, но скинула в весе. Суммарно набралось на 11,3 кг. Добавим к этому новую развесовку, возможность активнее перемещать корпус по подножкам, новую настройку подвесок и получим поразительно легко управляемый аппарат. Если Summit предыдущего поколения в какой-то момент начинал активно сопротивляться наклону на склоне, то у новинки таких повадок нет и в помине. В глубоком снегу 850-й не стремится задрать нос и держится на траверсе четко. Вполне объяснимо, что снегоход слал требовательнее реагировать на положение ног на подножках, так что теперь придется работать над техникой вождения. Этого же требует и двигатель. И дело не только в его возросшей мощности, скорее в молниеносной и агрессивной реакции Summit 850 на нажатие на курок газа. Говоря другими словами: новичкам придется непросто, но после прокачки скиллов незабываемые ощущения гарантированы. А внутренний голос подсказывает мне, что у Брета в Айдахо теперь точно все отлично.
А. Бойко