Пожарный автомобиль АЦУ-20 даже в нашей стране знает далеко не каждый. Между тем в 60-70-х годах прошлого века эта пожарная машина стала одной из самых распространенных в СССР, особенно в сельской местности. А дело было так. В 1962 году Особое конструкторское бюро пожарных машин Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР разработало особый автомобиль, фигурировавший в ведомственных документах как "модель 60". Это и была АЦУ-20, которая представляла собой автоцистерну упрощенной конструкции, главная задача которой – доставить на место пожара личный состав и необходимый минимум противопожарного оборудования.
Изначально планировалось, что АЦУ-20 будет выпускаться на базе полноприводного ГАЗ-63, что облегчало бы использование данной техники в условиях бездорожья. Однако из-за нехватки соответствующих шасси массовым этот автомобиль не стал. Вместо этого была подобрана замена – ГАЗ-51А с колесной формулой 4х2, который и послужил основой для новой пожарной машины. Что же до производства специального оборудования, то оно было налажено на Варгашинском заводе в Курганской области. В итоге АЦУ-20 получила распространение практически на всей территории Советского Союза.
Правда, выпуск АЦУ-20 длился недолго – всего шесть лет. Уже в 1968 году производство было прекращено по одной простой причине. Дело в том, что в поселке Грабово в Пензенской области был налажен выпуск другой пожарной машины, схожей по конструкции, в основе которой лежал все тот же ГАЗ. Но при этом уже выпущенные АЦУ-20 продолжали верой и правдой служить пожарным частям в сельской местности, причем отдельные экземпляры в колхозах, совхозах и на небольших предприятиях работали даже в девяностые годы!
И все же в наши дни АЦУ-20 – это редкость. Из депо эти грузовички вытеснены современными пожарными автомобилями, а в частных руках они практически не встречаются. Тем удивительнее история, которая произошла с сотрудниками МЧС Чувашии. В одном из районов республики работникам пожарной части села Яльчики на глаза попался именно такой автомобиль. Машина была припаркована в деревне на территории одного из предприятий, а её состояние оставляло желать лучшего. Однако огнеборцы решили не бросать грузовик, а вернуть его к жизни. И закипела работа.
В частности пожарные самостоятельно сняли и восстановили кузовные панели. Некоторые из них пришлось изготовить самостоятельно. Также переборке подвергся двигатель и ходовая часть автомобиля. Любопытно, что реставраторы даже восстановили оригинальный черно-белый советский номерной знак автомобиля. После сборки всех деталей грузовик был вновь покрашен в специальную красно-белую окраску.
На восстановление АЦУ-20 потребовалось немало сил и труда, а также два месяца работ. Причем восстановлением автоцистерны огнеборцы занимались в свободное от дежурства время. Но усилия того стоили – в начале сентября отреставрированный ретрокар своим ходом выехал из гаража пожарной части.