Что роднит автомобили и самолеты, и чем современные армии обязаны вынужденному решению нацистов? Обычный водитель, выехавший на автомагистраль А44 на западе Германии, вряд ли заметит что-то необычное. Дорога, ведущая сквозь индустриальную местность Рурской области, принципиально не отличается от своих аналогов в любой другой части ФРГ. Лишь в одном месте на трассе отсутствует разделительная полоса, а потоки защищены лишь отбойниками. Скорее всего, на такую мелочь никто даже не обратит внимания. И совершенно напрасно, ведь на самом деле участок неподалеку от городка Бюрен предназначен не только для автомобилей, но и для самолетов.В чем же тут дело? Еще в конце Второй Мировой войны в гитлеровской Германии начали использовать отрезки автобанов в качестве альтернативных взлетно-посадочных полос. Такое решение объяснялось тем, что нацистам просто-напросто не хватало обычных аэродромов, многие из которых разбомбили. Война закончилась, но идея использовать автомобильные дороги в качестве запасного аэродрома, понравилась многим. И уже через несколько лет после наступления мира в Европе стали появляться так называемые "аэродромные участки дороги".Что же представляет собой аэродромный участок дороги? По сути, это – обычная автотрасса, которая, однако, имеет некоторые особенности. Во-первых, как мы уже упомянули выше, в месте, где на дорогу могут приземляться самолеты, отсутствует разделительная полоса, а отбойника либо нет, либо он легко демонтируется. Во-вторых, отрезок такой дороги не имеет поворотов. В-третьих, зачастую присутствует место для стоянки самолетов, которое, как правило, замаскировано под обычную автомобильную парковку. Ну, и стоит ли говорить, что покрытие такого "запасного аэродрома" не имеет изъянов?Кстати, "аэродромный участок дороги" – это советский термин. В США подобные взлетно-посадочные полосы (ВПП) называли highway strip, в ФРГ – Autobahn-Behelfsflugplatz, а, скажем, в Италии - pista d'atterraggio stradale. Но их расцвет, независимо от названия, пришелся на период Холодной войны, когда соперничающие стороны искали новые тактические решения. Больше всего аэродромные участки дороги любили в Западной Германии, поскольку немецкие автобаны представляли собой прекрасную базу для подобных альтернативных ВПП. Причем на таких участках регулярно проводились маневры. Например, в 1984 году командование НАТО на двое суток перекрыло участок автобана на северо-западе Германии возле местечка Альхорн ради учений, во время которых отрабатывалась посадка транспортных самолетов Hercules и штурмовиков A-10 Thunderbolt. Впрочем, практиковалась посадка боевых самолетов на дорогу и в СССР. Да и сейчас военные стран бывшего союза нередко пользуются таким приемом. Например, в 2014 году российские военные в рамках учений посадили штурмовик Су-25 на федеральную трассу М-60. А в 2016 году в Белоруссии летчики посадили боевые самолеты на участок автодороги М-4 Минск-Могилев.В наши дни аэродромные участки дороги имеются во многих странах. Например, в Швейцарии, Польше, Тайване, Финляндии, России, Австралии и даже Сингапуре. Любопытно, что недавно об использовании дорог в качестве ВПП заговорили в Индии. В 2016 году министр транспорта этой страны Нитин Гадкари заявил, что такие аэродромы можно использовать и для гражданской авиации. Думаете, индусы совсем сошли с ума? Не спешите с выводами. К примеру, в Австралии подобные ВПП уже используют для самолетов "скорой помощи". Поэтому не исключено, что рано или поздно дойдет и до гражданского применения таких полос. Пусть речь и идет о небольших самолетах и дорогах с низкой интенсивностью движения. Сейчас большинство аэродромных участков дорог, возникших как ВПП для боевой авиации, находится в законсервированном состоянии. Но ничто не мешает при необходимости быстро вернуть их в строй. Так что в следующий раз, когда вы вдруг поедете по дороге с хорошим покрытием, без разделительной полосы, но с большой стоянкой на прилегающей территории, задумайтесь. Вполне возможно, что вы проезжаете по запасному аэродрому для боевых самолетов, о котором большинство даже не догадывается.