Пять вопросов при выборе прицепа для дачи
Дачный сезон неизбежен как сама весна. И снова закромов багажника автомобиля не хватает для досок, рассады и пеноблоков. А значит, момент покупки прицепа окончательно назрел. Начинаем выбирать, ограничившись "бытовыми" моделями снаряженной массой до 3,5 тонн.
Что будем возить?
Как что? Саженцы, доски, прочие стройматериалы, рулоны с пленкой, да мало ли… Значит, нам нужна грузовая платформа или прицеп общего назначения, он же бортовой. Конструкция его проста: рама, два колеса (реже четыре, если две оси) и кузов сверху, который чаще всего изготавливается из оцинкованного железа. Это самый надежный вариант, но встречается и другое покрытие, от порошкового до простой краски. Один или несколько бортов могут быть откидными, а если вы собираетесь возить цемент, песок, щебень и прочие сыпучие грузы, то на этот случай в продаже есть прицепы самосвального типа, у которых кузов может опрокидываться.
А любители активного отдыха покупают прицеп для перевозки мотоциклов, квадроциклов… снегоход, опять же, с дачи обратно в гараж отвести надо. Здесь нам понадобится схожая грузовая платформа, но уже продвинутая: крепкая, с прочным рифленым полом. Вручную закатывать пару-тройку центнеров железа тяжело, поэтому в комплект могут входить лебедка, домкрат, трапы. Откидывающийся кузов тоже не помешает, а еще и дополнительное опорное стояночное колесо впереди, чтобы не кувыркнулась дорогая техника. Кстати, и обычные грузы здесь возить можно, только цементом и навозом жалко пачкать такой прицеп.
Теплое время года – еще и сезон для водного спорта, в нашем случае, для гидроциклов и лодок. Прицепы для них выглядят довольно просто: рама и два длинных ложемента. Но тут важно правильно подобрать прицеп сообразно длине и весу плавсредства. В идеале ось должна находиться по центру его продольного равновесия.
Встречаются и туристические пластиковые прицепы – самые разнообразные по размерам и многообразию конструкции. Тут вам и "багажник на двух колесах", и крупный фургон.
Какой тип подвески предпочесть?
Самая простая по конструкции подвеска – резиножгутовая. Берем две квадратные или многоугольные трубы так, чтобы одна свободно входила в другую. Большую трубу крепим к прицепу, малую к рычагу с колесом, а между трубами в свободное пространство помещаем резиновые жгуты. Колесо ходит вверх-вниз, и жгуты сжимаются-разжимаются. На каждое колесо по отдельной паре труб – вот вам и независимая подвеска, почти как торсионная. Дешево и сердито. Эта конструкция занимает мало места, поэтому погрузочную высоту можно сделать ниже, а борта выше. Ремонт тоже прост – выкинул через несколько лет старые жгуты и вставил новые. Проблема одна, но существенная: амплитуда сжатия жгутов, а значит и ход подвески довольно малы, так что на ухабистой дороге растрясти груз проще простого, эта система больше подходит для хорошего асфальта.
Рессорная подвеска, пожалуй, самая распространенная. Оно и понятно – прочная, неприхотливая, длинноходная, колдобинам и ухабам только радуется. Разве что "козлит" иногда при пустом прицепе.
Встречаются и пружинные подвески, а также комбинации пружин с гидравлическими амортизаторами. Стоят дороже, в обслуживании сложнее, с неприхотливостью бывают проблемы, но как вариант можно рассмотреть.
С тормозной системой или без?
Тут и думать особо нечего. Если прицеп весит более 750 кг, то законодательство обязывает оборудовать его тормозами. Но и прицеп меньшего веса лучше выбирать с такой системой. Испытания показали, что разница в тормозном пути легковушки с прицепами в полтонны, оборудованном и не оборудованными тормозами, со скорости 90 км/ч составит восемь метров, а это, считайте, длина небольшого грузовика. К тому же, снижается риск, что при экстренном торможении прицеп улетит вперед машины, особенно в повороте.
Чаще всего в прицепах используется инерционная тормозная система. Когда автомобиль тормозит, крепеж прицепа по инерции упирается в фаркоп машины и приводит в обратное движение расположенный шток-толкатель, который через систему рычагов и тросов (реже гидравлики) воздействует на тормозные механизмы прицепа. Эти простые механизмы эффективны и надежны. Встречаются и электро-гидравлические тормоза, работающие в связке с автомобильной тормозной системой и требующие ее дооборудования – получается очень дорого, да и с надежностью бывают проблемы.
Какие устанавливать колеса?
Прежде всего, рекомендованного инструкцией посадочного диаметра, чаще это 13-14 дюймов, но встречаются и вполне "легковые" 16-дюймовые. Над рисунком и составом резины протектора особо размышлять не стоит, достаточно выбрать всесезонную модель с симметричным ненаправленным рисунком и выраженными продольными ребрами – в тандеме с автомобилем всю разгонную и значительную часть тормозной нагрузки на себя берут колеса машины, а для прицепа важнее устойчивость в поперечном направлении. Диски можно выбирать самые простые – стальные штампованные, собственно, такие обычно и идут в комплекте. Впрочем, если у вас дорогая туристическая модель с глянцевыми пластиковыми боками, то красивое "литьё" поставить не зазорно.
Нужна ли регистрация, полис ОСАГО?
Прицеп, как это ни странно, с точки зрения закона, тоже транспортное средство, а значит, подлежит обязательной регистрации в ГИБДД с получением номера. Сделать это надо в течение десяти со дня покупки, а сама процедура мало отличается от регистрации автомобиля. Поскольку речь у нас идет об относительно небольших прицепах для личного пользования массой до 3,5 тонн, то регулярный техосмотр проходить не требуется. Не нужен и полис ОСАГО, но только если прицеп оформлен на физическое лицо, а вот зарегистрированным на юридические лица прицепам он потребуется.
Алексей Павлов