Психологические уловки российских гаишников и как им противостоять
Уже слышим возгласы особо законопослушных граждан: "В чем проблема просто показать документы и ехать дальше?". Проблемы, господа, нет никакой, как, впрочем, нет никакой гарантии того, что помыслы гаишника чисты, словно горный ручей. В этой связи даже у законопослушных и адекватных водителей может отсутствовать всяческое желание контактировать с инспекторами.
Следует очень хорошо понимать, что в массе своей гаишники являются отличными психологами. Это нисколечко не удивительно, учитывая огромное количество людей, с которыми им приходится общаться. Почти мгновенно определив психологический тип водителя, инспектор уже имеет представление о том, в каком русле пойдет диалог и, вероятно, понимает, чем он закончится. Иногда для конкретизации психотипа ему достаточно задать несколько наводящих вопросов.
Скажем, гаишник стыдливо укоряет водителя: "Вы, гражданин Иванов, сами-то понимаете, что сделали? Вот вы сейчас какой пункт правил нарушили?". Заслышав подобное Иванов может замешкаться, покраснеть, побледнеть и промычать, мол, не знаю и не ведаю. Таким образом, он распишется в собственном незнании ПДД или как минимум в невнимательности, позволив инкриминировать любой проступок. Правильный ответ – заявить, что понятия не имеет. В конце концов, водитель не обязан отвечать на вопрос о том, какое именно правонарушение он совершил.
Или вот вам другой пример. Инспектор "застукал" вас при замене покрышки и обвиняет в нарушении требований дорожной разметки. Среднестатистический водитель наверняка начнет оправдываться и взывать к человеческой стороне инспектора. "Колесо спустило, сам не ожидал. Войдите в положение, гражданин начальник…", – после этих слов вас могут оштрафовать за соответствующий пункт Правил, ведь вы фактически признали свою вину. Но в данной ситуации следует объяснить гаишнику, что совершена вынужденная остановка.
Очень часто водителя с головой выдает интонация, мимика и непроизвольные жесты. Яркий пример – эпизод из знаменитого отечественного фильма про четырех парней в черном автомобиле, у которого не открывался капот и имелись незначительные юридические проблемы. "Извини, командир, нарушили", – смущенной фразы с глуповатой улыбкой и нелепыми зевками-поеживаниями в таких ситуациях вполне достаточно, чтобы обозначить себя как потенциальную жертву.
Уже с первых секунд полностью исключаем все возможные признаки неуверенности и не пытаемся угодить инспектору. Нередко общение с человеком форме является небольшим стрессом даже для законопослушного водителя, но все-таки старайтесь сохранять строгий тон и дистанцию в разговоре. Спокойный и деловой формат общения наиболее предпочтителен. Главное не путать его с наглостью, панибратством и фамильярностями – вот тут вам точно ничего хорошего не светит.
Бодрость духа, остроумие и эффект неожиданности – неплохая комбинация методов для того, чтобы диалог шел не по сценарию инспектора. Будьте чуточку непредсказуемы. Например, вы превысили скорость, покаялись, а затем заявляете, мол, "а как сегодня с рекордами скорости?".
Напоследок напомним тем, кто не боится садиться за руль после возлияний и пытается перебить запах алкоголя жевательной резинкой. Почуяв приятный мятный аромат, инспектор наверняка поймет, в чем тут дело и инициирует процедуру медицинского освидетельствования. Здесь никакая уверенность в себе не поможет – винить в последствиях придется лишь самих себя. Проследите хотя бы, чтобы процедура шла без нарушений регламента.