Многие даже представляют, сколько средств из них вытягивает автомобиль за три года Итак, мы посчитали все расходы на приобретение и содержание автомобиля за три года и свели их в итоговую таблицу (напомним: в течение двух месяцев мы подробно разбирали все составляющие содержания в наших материалах). Результаты наверняка шокируют многих автолюбителей. Стоимость владения считается по следующей формуле: Стоимость владения = цена автомобиля + стоимость кредита (если автомобиль покупается с привлечением кредитных средств) + все расходы за время эксплуатации – остаточная стоимость Посчитав все цифры в таблице и подведя итог, мы пришли к следующим выводам: Стоимость автомобиля – в асфальт Если эксплуатировать машину цивилизованно – ездить на платную мойку, страховать КАСКО и обслуживаться у официального дилера, за три года и 70 000 км пробега в асфальт безвозвратно закатывается сумма денег, сопоставимая со стоимостью НОВОГО АВТОМОБИЛЯ… И это притом, что мы не учитывали стоимость кредита, аренду гаража или стоянки, пользование платными дорогами и парковками. Если какими-то из этих услуг вы пользуетесь, владение машиной обойдется еще дороже… Богатые тоже плачут, но меньше… Еще одна важная закономерность состоит в том, что по мере повышения класса и ценового сегмента абсолютная стоимость владения ожидаемо растет, а вот относительно стоимости автомобиля, наоборот, снижается. Это объясняется тем, что эксплуатационные расходы растут гораздо медленнее стоимости автомобиля. Например, Mercedes Е-класса стоит в четыре-пять раз дороже Renault Logan, а траты на топливо для него выше лишь в полтора раза… Поэтому если цена автомобиля соответствует доходам покупателя, содержать дорогую машину проще, чем бюджетную. Однако в абсолютной величине расходы на автомобиль с переходом в каждый следующий класс и ценовой сегмент возрастают, причем намного. Поэтому самый эффективный способ снизить стоимость владения – купить более скромную машину. Судя по тому, как читатели отреагировали на то, что автомобиль должен стоить максимум ¾ годового дохода, такая идея понравится не многим. Но поскольку большинство наших соотечественников приобретают автомобили гораздо более дорогие, чем могут себе позволить, начинать надо именно с этого. Меньше ездишь – меньше тратишь Еще один очевидный, хотя и непопулярный способ снижения стоимости владения - это сокращение годового пробега. Например, если отказ от ежедневных поездок на работу на автомобиле сократит годовой пробег с оговоренных нами 23 000 км до 10 000 км, траты на топливо снизятся примерно на 60%, что уже много. А ведь в дополнение к топливу сократятся расходы на автомойку, сервис и даже на КАСКО - если выбрать страховую компанию, в которой стоимость полиса зависит от пробега. Износ автомобиля также пропорционален пробегу. Значит, его можно будет либо дороже продать, либо дольше эксплуатировать. А каждый лишний год владения машиной, если она еще не требует вложений в ремонты, обходится значительно дешевле ее замены. Кроме того, при малых годовых пробегах легче согласиться на более бюджетный автомобиль. Ведь если ездить только по выходным, проводя за рулем не 60-70, а лишь 15-20 часов в месяц, требования к престижу и комфорту становятся не столь критичными. То есть, сокращение годового пробега автоматически снижает многие крупные статьи расходов. При этом сохраняется возможность пользоваться машиной в любой момент, когда она нужна. На ловле блох много не сэкономишь А вот попытки экономить на мелочах мало того, что не приносят заметной экономии, так еще и могут выйти боком. Посмотрите таблицу. Если для автомобиля класса В+ купить комплект самой дешевой зимней резины, а точнее - «пластмассы», сэкономив 5 000 руб., итоговые 1 037 000 руб. сократятся всего лишь на 0,48%. И ради этого придется скользить каждую зиму, в каждом повороте и на каждом торможении… Если для автомобиля класса С+ расходники для обслуживания покупать на стороне, за четыре ТО сэкономите примерно 20 000 руб. На фоне итоговых 1 277 000 руб. эта "двадцатка" погоды также не сделает. А вот получить отказ в исполнении гарантийных обязательств из-за пометки в заказ-наряде "расходные материалы предоставлены клиентом" можно легко… Поэтому если автомобиль вынуждает экономить такие копейки, выгоднее не крохоборничать, а купить изначально более доступную машину, требующую меньших расходов на содержание. Разница может быть очень большой Будем считать, что с классом и ценовым сегментом доступных для себя автомобилей вы определились. Насколько может различаться стоимость владения близкими по цене моделями-одноклассниками? Редко бывает так, чтобы у одного из прямых конкурентов все расходы складывались в плюс, а у другого – все в минус. Обычно если на чем-то одном выигрываешь, то на другом – теряешь. Например, дороговизна КАСКО зачастую компенсируется высокой остаточной стоимостью, а экономия на топливе перечеркивается стоимостью технологий, позволивших добиться этой экономии. Поэтому в большинстве случаев разница в стоимости владения близкими по всем параметрам моделями-конкурентами находится в пределах 10%. Однако из любого правила бывают исключения, и между некоторыми одноклассниками она достигает 30%. В любой цивилизованной стране разница в 30% была бы приговором для самой дорогой в содержании модели. В России же она зачастую продается весьма успешно, входя в ТОП-5 популярных моделей в классе. Это говорит о том, что стоимостью владения наши покупатели интересуются только для проформы. На самом же деле считать деньги люди пока не готовы… Считать все в комплексе Если вы готовы это делать, первым делом запомните главное: о стоимости владения нельзя судить по отдельно взятым ее составляющим. Например, если КАСКО для одной из рассматриваемых моделей обходится в полтора раза дороже, чем для другой, это еще ни о чем не говорит. Чтобы выяснить, какая из них окажется более выгодной в итоге, для каждой машины надо считать ВСЕ В КОМЛЕКСЕ. Чтобы сравнение было максимально объективным и точным, по формуле расчета стоимости владения надо прогонять все статьи, которые у рассматриваемых машин могут различаться:Цена автомобиля Стоимость кредита (если планируется его использовать) Аксессуары, шины и допоборудование КАСКО Топливо Техническое обслуживание и транспортный налог Остаточная стоимостьЧтобы такое сравнение было корректным, придется потратить очень много времени и сил. Например, чтобы сравнить расходы на допоборудование, надо будет тщательно изучить комплектации рассматриваемых моделей и посчитать, что для каждой из них будете докупать. А чтобы выяснить реальную стоимость обслуживания, которая может сильно отличаться от заявленной, недостаточно позвонить дилеру и спросить: «сколько стоит ТО?». Поэтому для начала стоимость владения можно сравнить в первом приближении, прогнав по формуле ее расчета только самые крупные и легко просчитываемые статьи:Цена автомобиля Стоимость кредита (если планируется его использовать) КАСКО Топливо Остаточная стоимостьЕсли уже на этом этапе разница будет большой, другие статьи расходов не настолько весомы, чтобы кардинально изменить расстановку сил. Не все измеряется деньгами Если разница в стоимости владения близкими по всем параметрам одноклассниками составляет 20-30%, выбор должен быть однозначным. Это слишком большие деньги, чтобы переплачивать их за обладание практически таким же автомобилем. Но нужно ли гнаться за самой выгодной моделью, когда разница в расходах находится в пределах 10%? Например, когда одна из рассматриваемых машин за три года и 70 000 км пробега обходится в 1 200 000 руб., а другая – в 1 300 000 руб. Если обе машины одинаково нравятся и одинаково устраивают, сэкономленные 100 000 руб. можно потратить на что-то более полезное. Но если к более выгодной из них откровенно не лежит душа или она чем-то принципиально вас не устраивает – например, плавностью хода или работой "автомата", с этим придется мириться все время, пока не продадите машину. В итоге получится, что вы не сэкономили 100 000 руб., а потратили 1 200 000 руб. на то, что вам не подходит… Поэтому при выборе автомобиля стоимость владения учитывать можно и даже нужно. Однако ее нельзя ставить во главу угла в ущерб всему остальному.P.S. До тех пор, пока в таблице не появилась графа "Итого за три года и 70 000 км", после выхода на "Авторамблере" каждого следующего материала о стоимости владения мы получали множество возмущенных отзывов. Большинство из которых сводились к тому, что "не учите меня жить и не морочьте мне голову". Вот теперь у вас есть возможность еще раз все перечитать, пересчитать и решить, стоит ли над этим "заморачиваться"… Александр Конов, эксперт по выбору автомобилей Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Facebook, Вконтакте, YouTube .