Многие, купив машину, даже примерно не представляют, как она устроена Многие, купив машину, даже примерно не представляют, как она устроена. Нередко это приводит к множеству проблем и неурядиц, начиная от поломок вследствие отсутствия своевременного обслуживания и заканчивая обманом в недобросовестных автосервисах, где «чайникам» впаривают совершенно смешные услуги за немаленькие деньги. Недавно мы рассказали про устройство механических коробок передач. И если все МКП, несмотря на некоторые небольшие конструктивные различия, работают по одному принципу, то под общим названием «автомат», под которым подразумевается любой автомобиль с двумя педалями, может скрываться целый ряд совершенно разных трансмиссий. Задняя подвеска: независимая или балка Гидравлические АКПП Это – самый распространенный и давно известный вид автоматических коробок передач. Ее плюсы – надежность, способность выдерживать высокие нагрузки. Минус – особенности конструкции «съедают» мощность. Главная особенность такого агрегата – гидротрансформатор, который передает крутящий момент от двигателя к планетарной коробке передач. Гидротрансформатор состоит из соединенного с коленчатым валом мотора центробежного насоса и центростремительной турбины, которая, в свою очередь, соединена с валом коробки передач. Между насосом и турбиной находится реактор. Передача крутящего момента обеспечивается через рабочую жидкость, которая лопастями насосного колеса накачивается на лопасти турбины. Реактор регулирует скорость движения масла в системе, таким образом, регулируется крутящий момент. Но, регулировать крутящий момент в достаточных для эксплуатации автомобиля диапазонах, гидротрансформатор не в состоянии. Поэтому следом за ним в цепочке передачи крутящего момента находится коробка передач, по принципу действия схожая с механической, но имеющая другую конструкцию. Основой такой коробки являются планетарные редукторы, которые состоят из двух шестерен – кольцевой и солнечной, а также водила и сателлитов. За счет приведения в движение одних элементов и фиксации других производится перемена передаточных отношений. Турбомоторы: бояться или нет? Вариаторы Видов вариаторов несколько, но распространен на современных автомобилях один тип – клиноременный. В его основе – два раздвижных шкива, образованных коническими дисками. Между ними натянут ремень, имеющий в разрезе клиновидную форму. За счет сближения и расхождения дисков изменяется диаметр шкивов, а с ним и передаточное число. Во время начала движения ведущий шкив начинает сжиматься, а ведомый разжиматься. За управление шкивами отвечает электронная система. Кроме того, в современном автомобильном вариаторе есть несколько элементов, аналогичных традиционной АКП - это гидротрансформатор, выполняющий ту же функцию, и одна планетарная передача для заднего хода. Насколько «похудеет» кошелек за год владения автомобилем Роботизированная «механика» Наиболее близкой к стандартной МКП является роботизированная трансмиссия. По строению это та же «механика», только дополненная рядом управляющих агрегатов. За переключение передач отвечает актуатор, при помощи сервоприводов он замыкает и размыкает сцепление. За работу механизма отвечает электронный блок. Значительным плюсом таких трансмиссий, также, как и у МКП, является простота и соответствующая невысокая стоимость. Но плавность хода не на самом высоком уровне, при переключении передач происходят рывки и задержки. Самой современной считается преселективная роботизированная КПП с двойным сцеплением. Эта трансмиссия отличается наличием двух первичных валов, один из которых отвечает за четные передачи, а второй за нечетные. Сцепление имеет три диска: основной и два ведомых, соединенных с первичными валами. Когда автомобиль начинает движение, «закрывается» диск с нечетной стороны, когда приходит время переключаться, уже наготове диск с четной стороны, с нужной передачей. Такая схема полностью избавляет от провалов тяги при переключении. Трансмиссии такого типа встречаются на разных автомобилях и имеют разные названия, у Porsche – это Porsche Doppelkupplung (PDK), у Volkswagen и Skoda – DirektSchaltGetriebe (DSG), у Audi – S-tronic, у Volvo, Ford и Mazda - PowerShift. Есть и «ложка дегтя»: на ряде машин, преимущественно недорогих и не самых новых Volkswagen и Skoda, они имеют конструктивный недостаток в виде плохого охлаждения и часто выходят из строя.