Почему врет термометр в автомобиле?
Если вы хоть раз внимательно следили за своей машиной, то, возможно, замечали, что время от времени данные о наружной температуре воздуха оказываются неверными. Проще говоря, термометр начинает попросту врать. Вроде бы, буквально вчера система показывала точную температуру, а уже сегодня автомобиль будто нарочно завышает показания, и утверждает, что на улице явно теплее, чем на самом деле. Почему так происходит?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с тем, что такое температура. Это – такая величина, которая показывает, как быстро двигаются молекулы газа и какая у них кинетическая энергия. Если молекулы двигаются быстрее и чаще (как, например, на жаре), то принято считать, что выше и температура. Для измерения температуры применяются термометры. Один из самых известных термометров – ртутный, в котором движение жидкого металла по шкале отображает ту или иную величину температуры.
Однако в автомобилях ртутных термометров нет. Вместо них применяется терморезистор или так называемый термистор – прибор, сопротивление которого меняется в зависимости от температуры. Именно за счет изменений сопротивления в электрической сети термистору и удается высчитать наружную температуру воздуха. Термисторы удобны за счет своих маленьких размеров, дешевизны и относительной точности. Но почему же тогда индикатор наружной температуры все равно врет?
Причина заключается не в том, что в машине применяются термисторы, а в том, где они располагаются. Как правило, такие "термометры" крепятся за решеткой радиатора. Из-за этого они реагируют не только на нагретость воздуха, но и на тепло, отраженное от других поверхностей – например, асфальта. Поскольку дорожное полотно прекрасно нагревается и начинает отдавать тепло, на него реагирует и термистор, из-за чего происходит искажение информации о температуре. Чем жарче на улице, и чем больше вы находитесь без движения (например, стоите в пробке), тем больше машина будет завышать показания. Если же вы поехали с неплохой скоростью, то проблема, скорее всего исчезнет. То же самое можно сказать и про пасмурный или дождливый день, когда асфальт не может разогреться до таких значений, чтобы повлиять на работу термисторов.
Так что "вранье" термометра в автомобиле связано с объективными факторами. А в целом подобные системы работают довольно неплохо и, например, вовремя предупреждают водителя о понижении температуры и возможном образовании наледи. Если же показания прибора совсем перестали соответствовать реальности, возможно, он просто вышел из строя, а вам пора наведаться на ближайший сервис.