Опубликовано 02 августа 2016, 19:00

Почему был обречен крупнейший российский автозавод ЗИЛ

Сегодня завод ЗИЛ мог бы отпраздновать свое 100-летие

Сегодня завод ЗИЛ мог бы отпраздновать свое 100-летие, 2 июля 1916 года на строительстве первого российского автозавода был заложен первый камень.

Ранее автопроизводство в России существовало, но в полукустарном виде - РБВЗ в Риге, выпускавший известные в то время Руссо-Балты, и завод Пузырева (РАЗИПП) в Петербурге, выпускавший собственные машины. Но оба производства просуществовали недолго - завод Пузырева сгорел, а Русско-Балтийский вагонный завод отправился в эвакуацию во время войны.

Новое предприятие было призвано стать первым массовым российским автопроизводством, и вся его история стала чередой взлетов и падений.

На самом деле, все пошло не совсем по плану с самого начала, из-за ситуации в стране завод не достроили в срок, и в первые годы он не мог запустить полноценное производство. По иронии судьбы, именно в год своего 100-летия завод перестал существовать. Остатки производства перенесены на территорию технополиса «Москва» - бывшую территорию завода АЗЛК, а на территории бывшего завода имени Лихачева строят новые элитные жилые кварталы и стадион.

Завод был известен своими грузовиками, расходившимися миллионными тиражами, и легендарными вездеходами – «Синие Птицы» используются как поисково-спасательные комплексы до сих пор.

Почему был обречен крупнейший российский автозавод ЗИЛ

Но производство грузовиков начало медленно но верно сходить на нет, когда все наработки по созданию первого в России бескапотного грузовика, начатые именно на ЗИЛе, отправили в дальнейшее производство на КамАЗ, а у ЗИЛа остались только неумолимо устаревающие модели. Это стало огромным ударом для завода, так как на новые разработки, отобранные в пользу КамАЗа, было потрачено очень много ресурсов.

Кроме утилитарного транспорта, на заводе многие годы успешно выпускались роскошные автомобили для первых лиц государства. Но и это производство постепенно сошло на нет.

Почему был обречен крупнейший российский автозавод ЗИЛ

Модель ЗиЛ-4102, так и оставшаяся в виде опытных образцов, была построена по личному указанию Михаила Горбачева. Автомобиль должен был занять место устаревших моделей в правительственных кортежах, а впоследствии на его базе планировалось создать семейство автомобилей для массовых продаж – ничего не напоминает? Задумка совершенно аналогична современному проекту «Кортеж».

Материалы по теме

Первые экземпляры появились в 1988 году, рабочие прозвали их «Мишка» и «Райка» - очевидно, в честь самого Горбачева и его жены. Автомобиль ЗиЛ-4102 оказался очень прогрессивным для своего времени, он получил легкий несущий кузов, полностью независимую подвеску, 315-сильный мотор, работавший с трехступенчатой АКП – силовая установка разгоняла машину до 100 километров в час за 10,5 секунды. Но дальше двух прототипов дело не пошло, на проект не нашлось денег и его свернули. «Мишка» был полностью утрачен, а «Райка» оказалась в закрытой частной коллекции, последний раз автомобиль видели в 2011 году на выставке, посвященной юбилею Гаража Особого Назначения.

Почему был обречен крупнейший российский автозавод ЗИЛ

«Соломинкой для утопающего» стал для ЗИЛовцев объявленный в 2012 году конкурс на реализацию проекта «Кортеж», за который схватились все, от ГАЗа до Marussia Motors.

Тем более, что заводу уже было что представить – идею продолжить выпуск машин для первых лиц государства завод не оставлял – и в 2004 году был начат проект, получивший название «Монолит». Компания «Депо-ЗиЛ» собрала и в 2012 году представила автомобиль, который претендовал стать президентским лимузином.

Почему был обречен крупнейший российский автозавод ЗИЛ

Но машина оказалась неконкурентоспособной в рамках «Кортежа» - ЗиЛ-4112Р, именно так назывался прототип, получил устаревшую внешность и ряд деталей из прошлого века. Некоторые элементы рамы, хоть и были переработаны, были взяты от ЗИЛ-41047 из 80-х годов прошлого века. Оттуда же взяли рулевое управление и подвеску. Новую пятиступенчатую трансмиссию Allison соединили с устаревшим мотором, лишь немного его доработав. Салон рисовали в России, но собран он был из импортных комплектующих, многие детали позаимстовали и вовсе без изменений.

Автомобиль так и остался в виде единственного ходового макета, инвестировать в «новый автомобиль», сделанный на давно устаревших агрегатах, не захотел никто.

Нравится Авторамблер? Подпишитесь на нас ВКонтакте и на Facebook.

Автомобильные новости