Опубликовано 24 октября 2019, 12:01

Почему автоцистерны именно такой, цилиндрической формы?

Сухопутные танкеры везут на своих плечах гигантские контейнеры в форме цилиндра – это зрелище столь обыденное, что вряд ли кто-то спрашивает себя, почему жидкости транспортируют не в прямоугольных емкостях. А зря!
Почему автоцистерны именно такой, цилиндрической формы?
Shutterstock / VOSTOCK Photo

Контейнеры прямоугольного сечения, на первый взгляд, куда более оптимальный выбор – в них больше влезет, да и в производстве они как будто проще. А как на самом деле? Прежде всего, цилиндр не имеет слабых мест, которые имеются в случае с формой-пеналом, требующей дополнительного усиления. При прямоугольном сечении давление распространяется перпендикулярно стенкам, а металл работает на изгиб или сдвиг. Тем временем, в традиционной цилиндрической цистерне давление направляется в разные стороны или радиально, а металлическая скорлупа работает на растяжение. Дело в том, что во время езды – при ускорениях и замедлениях жидкость плещется туда-сюда под действием инерции и возникает эффект волн. Форма овального или круглого сечения наилучшим образом противостоит давлению больших объемов жидкости.

Другая причина, почему жидкости перевозят именно в таких, а не каких-то других емкостях, заключается в более высокой устойчивости сухопутного "танкера" – центр тяжести цилиндрической цистерны ниже, чем у прямоугольного контейнера. Наконец, жидкость лучше стекает из цилиндрической формы, нежели из прямоугольника.

Автомобильные новости