По болотам, рекам, рельсам: как ездил уникальный танк-мутант Дыренкова
"Вам уже известен печальный опыт по изготовлению опытного образца танка Д-4, в результате чего мы не получили машины, а лишь израсходовали около миллиона рублей народных денег. Сам конструктор Дыренков, как видно, решил, что из этой машины ничего не выйдет, и поэтому конструкцию Д-4 бросил и приступил к переконструированию танка по типу Д-5. У меня большие сомнения, что из этой машины что-нибудь выйдет, и не будут ли опять потрачены миллионы рублей, и в результате опять получим коробку с разными недействующими механизмами. В этом меня убеждает то обстоятельство, что машина Д-5 сохраняет основные механизмы Д-4", – докладную записку следующего содержания получил начальник механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной Армии Иннокентий Халепский осенью 1931 года.
Д-4 с самого начала стал для Николая Ивановича Дыренкова провалом, хотя, конечно, не со всеми творениями инженера дела обстояли столь печальным образом – некоторые проекты, рожденные под его началом, дошли до серийной кондиции. Зловещие мотоброневагоны с мощным пулеметно-артиллерийским вооружением, легкие бронеавтомобили на шасси ГАЗ-А, но, увы, не танки. С ними Дыренкову не везло в том плане, что все его разработки так и оставались на опытной стадии. А ведь в его послужном списке числится даже химический танк для токсичного поражения местности. К слову, данный вид техники в силу объективных причин свелся к использованию для огнеметания – на применение по прямому назначению накладывали ограничения всяческие международные договоренности о неприменении разного вида химического оружия.
Но вернемся к анатомии удивительной машины Д-4. Не правда ли, ее автор слегка перегнул палку здравого смысла, явно пытаясь создать универсальный аппарат и удивить современников? "Четверка" задумывалась как танк с колесно-гусеничным движителем, способный передвигаться не только по бездорожью, но по железнодорожным путям и даже воде.
В ходовой части нашли применение четыре автомобильных колеса (передние – управляемые), установленные соосно ведущим и направляющим каткам, которые в свою очередь были снаружи закрыты бронеэкраном. Условно четырехколесным танк становился после того как два домкрата с приводом от пары 105-сильных бензиновых тяговых моторов Hercules втягивали гусеничную часть с опорными катками в кузов. По замыслу Д-4 мог передвигаться и по рельсам благодаря железнодорожным колесным парам под днищем.
На этом фоне вооружение может показаться не столь интересным, хотя и здесь имелись нюансы – переднюю башню сместили к левому борту, а заднюю к правому. При атаке экипаж Д-4 должен был полагаться на пару 45-миллиметровых пушек Соколова и четыре пулемета ДТ калибра 7,62 в башнях и лобовом бронелисте.
Идея конструктора вызвала интерес, а ее реализацию поручили Ижорскому заводу – согласно заказу, датируемому 14 декабря 1929 года, предприятие должно было выпустить шесть экспериментальных образцов. И все бы ничего, но задание оказывалось весьма срочным – первый танк постановили сдать не позднее 1 апреля 1930 года, первоапрельские шутки с неуспеваемостью выполнения постановления в то время были не вполне уместными. Особенно, если учесть общую сумму заказа в 927 тысяч рублей и не абы каких, а народных. Для ускорения и эффективности процесса на предприятии организовали опытно-конструкторское и испытательное бюро, во главу которого поставили Дыренкова.
Федор Григорян