Среди огромного количества автомобилей есть и те, на которые создатели возлагали особые надежды. А на некоторые так и вовсе ставили всё. Но в результате – провал на рынке и огромные убытки. Вспоминаем самые заметные неудачи в истории автомобилестроения.
Smart Roadster
(2003–2006), Германия. Выпущено 43 091 экземпляра.
В 2003 году немцы выпустили на рынок двухдверный спортивный автомобиль, который, на их взгляд, должен был найти своего покупателя. Smart Roadster предлагался с 0,7-литровым мотором. Его мощность, в зависимости от комплектации, могла быть либо 61 л.с., либо 82.
И сначала машина оправдывала надежды создателей. Но вот затем началась черная полоса – у Smart Roadster начали проявляться самые разнообразные технические болячки. Последовали многочисленные отзывы, которые сильно ударили по финансовому благосостоянию компании. Чтобы не оказаться на дне, руководство отважилось на единственно верное в тот момент решение – снять малыша с производства. Кстати, машина, которая последней сошла с конвейера, сейчас «прописана» в музее «Мерседеса».
Chevrolet SSR
(2003–2006), США. Выпущено 24 112 экземпляра
Почему боссы GM дали добро на производство этого автомобиля, непонятно до сих пор. Как будто гадали «купят-не купят».
Пикап, выделяющийся складной крышей, сначала оснащали 5,3-литровым мотором мощностью в 300 «лошадок». В 2005 году силовой агрегат поменяли. Его место занял шестилитровый мотор, выдающий 390 л.с. (им же, кстати, комплектовали Corvette C6 и Pontiac GTO). Но покупателей не привлекала даже увеличившаяся мощность. В итоге, уже на следующий год самобытный пикап был снят с производства. А последние машины распродавали еще долго с большими скидками.
Citroen C6
(2005–2012), Франция. Выпущено 23 384 экземпляра
Попытки французских компаний влезть в сегмент премиальных автомобилей всегда заканчивались провалом. Не стал исключением и вполне достойный «Ситроен С6».
Руководство компании, помня об успехе модели XM, рассчитывала продавать порядка 20 тысяч автомобилей в год. Но этим оптимистичным планам не суждено было сбыться. Столько экземпляров было продано не за год, а за семь лет. Ни красивая внешность, ни техническая начинка не смогли помочь «французу» закрепиться на рынке.
С6 оснащался одним из трех моторов на выбор: турбонаддувными дизелями объемом 2,7-литра (208 л.с.) и три литра (241 л.с), а также трехлитровым бензиновым агрегатом (215 л.с.)
Lancia Thesis
(2002–2009), Италия. Выпущено менее 16 000 экземпляров
«Итальянцу» изначально подготовили незавидную роль – бороться за место под солнцем с «пятеркой» BMW, Audi A6 и Mercedes E-class. Единственную и главную войну в своей жизни Thesis полностью проиграл.
Руководство вложило в проект более 400 миллионов евро, и рассчитывало быстро их отбить, продавая по 20-25 тысяч машин в год. Но… грянул оглушительный провал. После которого «Лянча» до сих не может прийти в себя. Ведь за семь лет производства было продано меньше машин, чем когда-то планировалось сбывать за год.
Renault Avantime
(2001–2003), Франция. Выпущено 8557 экземпляров
Этот автомобиль является живым предупреждением, что не все успешные на выставках концепты способны стать популярными на рынке.
В 1999 году на Женевском автосалоне дебютировала эта своеобразная машина. Журналисты и критики в один голос пророчили успех модели, но вышло наоборот. Народ просто не понял, для чего ему нужен автомобиль, в котором соединены компактвэн и купе. К тому же, в топовой версии «Авантайм» оснащался хорошим мотором, выдающим более 200 «лошадок». Вот только управляемость явно не соответствовала динамическим характеристикам.
Провал сказался и на компании «Матра», взявшейся за выпуск машины. Пострадал и главный дизайнер Renault Патрик Ле Кеман, которого после неудачи отправили на пенсию.
Cadillac-BLS
(2005–2009), США. Выпущено 7356 экземпляров
Этот «кэдди» своим существованием подтверждает поговорку, что благими намерениями устлан путь в ад. Вроде бы сам Роберт Лутц (это он был главным инициатором создания Cadillac CTS, Cadillac SRX, Dodge Viper, Chevrolet Volt) предложил проект компактного автомобиля, созданного специально под потребности жителей Европы.
Производство наладили на убыточном заводе Saab. Вроде бы, на бумаге в выигрыше были все. Американцы выходят с новой моделью на европейский рынок, шведский завод получат загрузку и деньги. Но на этом весь позитив и закончился. В качестве технического донора была выбрана модель Saab 9-3, правда, денег выделили мало. Поэтому «Кадиллаком» автомобиль стал только с экстерьерной точки зрения, а с интерьерной – оставался прежним «шведом». Покупателей такой подход не обрадовал, и модель BLS оказалась невостребованной.
Acura ZDX
(2009–2013), Япония. Выпущено чуть более 5,5 тысяч экземпляров
Когда баварцы взорвали премиальный сегмент рынка со своим Х6, завистников нашлось множество. А главным антагонистом немцев, конечно же, стали японцы в лице люксового подразделения Honda – Acura.
В 2009 году они представили модель ZDX, которая должна была покорить американский рынок. Но вот мимо. Капризные американцы не замечали «японца», продолжая покупать немецкие кроссоверы. Даже другой кроссовер Acura – MDX – продавался в разы лучше. Через четыре года производство свернули, а об автомобиле постарались поскорее забыть.
Lincoln Blackwood
(2001–2002), США. Выпущено 3356 экземпляра
Он стал одним из самых бестолковых пикапов в истории. Стоит ли удивляться, что этот автомобиль провалился с треском и его производство свернули всего через год.
Вообще, надо признать тот факт, что именно в Lincoln первыми решились превратить архаичный пикап в нечто премиальное и пафосное. А первый блин, как известно, обычно получается комом. Сначала ничего не предвещало беды. Создатели показали концепт на Детройтском автосалоне, где его приняли очень тепло. Потом запустили в серию.
И все. Пикап (лишенный, по сути, внедорожных способностей) предлагался только в черном цвете, с задним приводом и бесполезной грузовой платформой (ее оснастили сервоприводом, черным деревом и нержавейкой). Причем за «игрушку» просили более 50 тысяч долларов.
Логично, что покупатель шарахался от фейкового пикапа, выбирая проверенные годами Ford F-150 и Dodge Ram.
Saab 9–4Х
(2011 год), Швеция. Выпущено около 600 экземпляров
Смерть некогда успешного шведского концерна была долгой, мучительной и очень болезненной. С последним вздохом оборвалась и только начавшаяся жизнь ее последнего «ребенка» - кроссовера Saab 9–4Х. А ведь эта модель действительно могла спасти концерн, протяни он еще годок-другой. Но история не знает сослагательных наклонений.
Изначально кроссовер хотели поставить на «тележку» от Subaru Tribeca. Но в конечном итоге «базой» поделился Cadillac SRX. Первые автомобили сошли с конвейера завода GM, расположенного в Мексике, летом 2011 года. Но уже осенью Saab перешел к китайцам. Соответственно американцы открестились от «шведа» и он в мгновение оказался на свалке истории.
Aston Martin Cygnet
(2011–2013), Великобритания. Выпущено 143 экземпляра
Как-то неожиданно для самого себя Aston Martin заигрался с показателями выброса токсичных веществ. Штраф за это маячил серьезный, поэтому боссы быстро смекнули – выпустить на рынок малыша, который разбавит «вредные» цифры в модельном ряду.
Сказано – сделано. Причем путь выбрали наипростейший, «замаскировали» под «англичанина» обычный Toyota iQ. Не забыли также повесить на машину и соответствующий бренду ценник. Понастроив самых радужных планов (по 3,5-4 тысячи авто в год), руководство компании выпустило малыша в большой мир. Интересно то, что купить машину могли только те люди, у которых уже есть более взрослая модель «Астона». Для всех остальных она была малодоступна и малопривлекательна. И в большом мире малыша мгновенно задавили конкуренты.