"Охотники за ураганами" одержимы одной идеей – забраться в эпицентр самых разрушительных торнадо. Но почему они рискуют? Эти удивительные люди одержимы одной идеей – побывать как можно ближе к эпицентру стихии. Снизить безумный риск призваны специальные машины, больше похожие на броневики.Гигантская чёрная туча заполонила собой всё небо. Ливень и молнии вселяли ужас не только в тех, кто с детства боится грозы. На тёмном фоне выделялось лишь чуть более светлое облако. Но это — не предвестник грядущего просвета, а совсем наоборот… Кажется, будто небо протянуло на землю гигантскую руку, чтобы покарать всех, кто недооценивал его мощь. В воздухе повисло волнительное напряжение, которое не сглаживается даже идущим дождём. Вся природа трепещет перед ужасом надвигающегося урагана. Но что это? Похоже, на некоторых людей спобывать как можно ближе к эпицентру стихиитоль зловещая картина и призыв мироздания бежать сломя голову, вообще не действуют. Пройдет еще несколько минут, смертельная буря накроет наблюдателей, а в восьми километрах от этого места найдут изуродованный Chevrolet Cobalt с телом Тима Самараса. Этот человек был не самоубийцей, а учёным-метеорологом. И погубила его не любовь к бурям, а автомобиль.Как же так получилось? Чтобы понять это, необходимо погрузиться в мир исследователей, которых чаще всего называют "охотниками за ураганами". Что же за безумная наука такая – гоняться за торнадо? Впервые преследованием ураганов ради красивых фотографий природы заинтересовались в 50-х годах. Пионером движения "охотников" считается американец Дэвид Ходли, который начал фотографировать непогоду в штате Северная Дакота. Затем необычное хобби привлекло внимание ученых-метеорологов и уже в 70-х появились первые масштабные исследования на тему торнадо. А в дальнейшем популярность охоты за ураганами только росла. И не последнюю роль в этом сыграла популяризация хобби в массовой культуре, например фильм "Смерч", вышедший в середине 90-х.Однако "охота за ураганами" - это не только экстремальная забава, но и самая настоящая работа. Всех "охотников" условно можно разделить на две группы: любители и профессионалы. И первых ни в коем случае не стоит путать со вторыми. Конечно, в обоих случаях риск для здоровья и даже жизни человека очень велик. Но всё-таки одно дело – преследовать непогоду просто, чтобы сделать красивые фотокадры или для получения дозы адреналина. И совсем другое дело — заниматься профессиональными метеорологическими исследованиями. Где чем ближе находится оборудование к эпицентру торнадо, тем лучше. Между прочим, именно такие исследования дают учёным очень богатую почву для размышлений о природе торнадо. А чем лучше вы понимаете суть происходящего процесса, тем точнее вы можете спрогнозировать маршрут и силу урагана, а, значит – предупредить людей и спасти жизни.Но и у простых "охотников за ураганами" и у профессионалов есть одна общая Мекка — так называемая "Аллея торнадо" — территория в США, охватывающая штаты Южная Дакота, Небраска, Канзас, Оклахома, Техас и часть Колорадо. Именно здесь возникают самые мощные ураганы на Земле. Происходит это так: холодный сухой воздух со Скалистых гор встречается с тёплым из континентальной Мексики и тёплым влажным потоком из Мексиканского залива. Что происходит дальше? Тёплый сухой воздух начинает подниматься, а холодный – напротив опускаться, в результате возникает зона разряжения. В неё втягивается тёплый влажный воздух, который стремится наверх, от земли до неба образуется воронка. Этот процесс может длиться от нескольких минут до нескольких часов. За финальной точкой этого явления наблюдают те самые "охотники за ураганами", которые преследуют непогоду на своих автомобилях, пытаясь уловить момент образования воронки и её рассасывания.Как же выглядят их машины? Если говорить о любителях, то тут все относительно просто. Как правило, такие они используют большие пикапы (Ford F-Series, Chevrolet Silverado, RAM и т.д.) и микроавтобусы (Chevrolet Express, GMC Savanna и др.). Из оборудования — система навигации GPS, иногда – метеостанция и, конечно же, фото- и видеоаппаратура. Любопытно, что "охота" сильно упростилась с развитием интернета. Ведь теперь при помощи ноутбука можно в онлайн-режиме отслеживать сообщения "Национальной метеорологической службы США" и буквально следовать за ураганом. Раньше приходилось сначала собирать сводки прогнозов погоды по радио, а затем, находясь на месте событий, пытаться буквально предсказать направление бури.Совсем иные автомобили используют "охотники-профессионалы". Как правило, это – мобильные лаборатории, созданные на базе грузовиков. Они оснащены специальными доплеровскими радарами и сканируют проходящие ураганы, находясь на относительно безопасном расстоянии. Но есть у охотников-профессионалов автомобили и еще одного, особого типа, в которых они могут находиться в самом эпицентре торнадо. Фактически все такие машины уникальны, и тем больший интерес они представляют для поклонников техники. Но есть у них и ряд общих черт, напрямую связанных со спецификой работы. Прежде всего, это – усиленная защита кузова. Для этой цели используется высокопрочная сталь, причем панели обязательно должны прикрывать и колёса автомобиля, в то время как стёкла и фары защищает поликарбонат толщиной от 13 до 41 мм. Во-вторых, часть кузовных панелей должна опускаться вплоть до земли при помощи нажатия кнопки в салоне. Это сделано для того, чтобы завихрения не попали под кузов автомобиля и не подбросили его в воздух. Одновременно машина должна обладать хорошей проходимостью, ведь работать приходится в сельской местности, где завязнуть в дождливую погоду довольно легко. На этом общие черты заканчиваются, и начинаются нюансы конкретных машин, существующих в единственном экземпляре и построенных определенными людьми под определенные задачи. Поэтому расскажем о некоторых из них. Самые известные автомобили были созданы в период, когда телеканал Discovery заинтересовался необычным занятием метеорологов-экстремалов и решил запустить сериал, который так и назывался – "Охотники за ураганами".В съемках сериала принял участие известный охотник за торнадо Шон Кейси. Поначалу он, как и многие другие, пользовался обычным микроавтобусом. Однако такая техника не давала возможности подобраться к урагану вплотную, поэтому Кейси занялся разработкой специального транспорта. Результатом трудов стал TIV, или "Автомобиль для перехвата торнадо" (Tornado Intercept Vehicle), построенный на базе пикапа Ford F-Super Duty. Этот "танк" приводится в движение 7,3-литровым турбодизельным двигателем мощностью 275 л.с., сочетающимся с пятиступенчатой механической трансмиссией. Кузов автомобиля покрыт бронированными панелями, а стёкла и фары получили защиту из поликарбоната. Общая масса автомобиля составила семь с половиной тонн. К другим важным особенностям машины можно отнести двери особой конструкции, панорамную башню, откуда Кейси и его команда могли снимать видеоролики, а также "якоря" — специальные выдвижные опоры, наподобие тех, которые позволяют экскаваторам и строительным кранам закрепиться на местности.Несмотря на то, что TIV оказался удачным экспериментом, машина довольно часто ломалась, поэтому в 2007 году Шон Кейси приступил к разработке нового автомобиля, который получил название TIV2. На этот раз за основу был взят Dodge Ram 3500, в конструкцию которого внесли изменения, добавив третью ось. В движение автомобиль приводился 6,7-литровым турбодизельным мотором Cummins мощностью 625 л.с. с запасом хода в 1200 километров.Автомобиль получил наблюдательную башню другой формы, двери иной конструкции, а также другие "якоря", которые теперь стали напоминать иглы, втыкающиеся в землю. Последнее решение выглядит особенно интересно. При необходимости развертывания в случае торнадо, специальная гидравлическая конструкция фиксирует автомобиль, буквально пригвождая машину к земле за счет своеобразных свай. А когда необходимо продолжить движение, «якоря» поднимаются и автомобиль спокойно едет дальше, как обычно. На строительство TIV2 была потрачена 81 тысяча долларов.Еще один автомобиль был создан метеорологом и оператором Ридом Тиммером. Он также принимал участие в съемках «Охотников за ураганами». Его машина получила название Dominator, а в её основу лег модифицированный Chevrolet Tahoe 2007 года выпуска. Кузов автомобиля обшили броней, а также поликарбонатом. В движение такая машина приводится стандартным шестилитровым 345-сильным двигателем V8. Однако у «Доминатора» есть некоторые отличия от «ТИВа». Прежде всего, у машины отсутствуют «якоря», позволяющие закрепиться на пересеченной местности. Это связано с тем, что Dominator изначально предназначался не для нахождения внутри торнадо, а для наблюдения за ним со стороны. За период с 2007 по 2011 год Рид Тиммер собрал неплохой опыт использования «Доминатора», в том числе негативный. Например, у автомобиля несколько отказывали тормоза и гидравлика. Поэтому в 2011 году метеоролог и его команда сделали новый автомобиль, который получил название Dominator 2.На этот раз за основу был положен внедорожник GMC Yukon XL, оснащенный 6,2-литровым 403-сильным мотором. В отличие от своего предшественника, Dominator 2 уже был рассчитан на нахождение эпицентре торнадо. По сравнению с первым "Доминатором" автомобиль получил улучшенную аэродинамику, доработанную подвеску, гоночный каркас безопасности и спортивные сиденья. Но, главное, у автомобиля впервые появились "якоря".Наконец, третьим автомобилем для охоты на ураганы, созданным Тиммером стал Dominator 3. Эта машина построена на основе пикапа Ford Super Duty, оснащенного 6,7-литровым турбодизельным двигателем V8 (400 л.с.). На этот раз автомобиль оснастили улучшенной бронёй, полностью закрывающей кузов, дверями "крылья чайки", открывающимися вверх, а также гидравлическими "якорями". Именно этот автомобиль стал самым большим и мощным из всех, созданных для профессиональной охоты на ураганы.Итак, автомобили профессиональных "охотников" фактически представляют собой броневики, сделанные из обычных гражданских автомобилей. Хватит ли таких ухищрений, чтобы действительно пережить близость к урагану? Как оказалось, да. Причем еще в 2010 году организаторы телешоу "Разрушители легенд" испытали автомобили TIV2 и Dominator, поместив их за Boeing 747 с работающими двигателями, что примерно соответствовало скорости ветра в 402 км/ч. Поначалу у "ТИВа" открылась водительская дверь, но, как оказалось, Шон просто забыл её заблокировать… Тест пришлось ненадолго прервать. Но после возобновления испытаний таких ситуаций уже не возникало. Оба автомобиля справились с тестом без значительных повреждений, если не считать помятого регистрационного знака и слегка погнутого "якоря" TIV2.Правда, к моменту выхода третьего "Доминатора", телеканал Discovery давно прекратил трансляцию своего шоу, а Тиммер и команда организовали свою передачу под названием "Охотники за торнадо". Как бы там ни было, но именно один из автомобилей Тиммера, а именно – Dominator 2 — встретился с мощным ураганом Эль Рино, оказавшимся одним из самых мощных ураганов в истории. Помните, с чего мы начинали наш рассказ? Так вот, именно так выглядел торнадо Эль Рино, прошедший по Оклахоме в 2013 году. Ураган был действительно страшным и оказался самым мощным за всю историю наблюдений. Ущерб от стихии оценивался в 40 млн. долларов США, но, самое главное, из-за урагана получили ранения более 150 человек, а еще восемь человек погибло. Среди них был и Тим Самарас — известный охотник за ураганами. Да-да, исследования торнадо велись и в такую непогоду. Но, как мы уже говорили, гибель Самараса, а также его сына и другого учёного – Карла Йонга, связана не столько с бурей, сколько с его обычным Chevrolet Cobalt. А также трагичным стечением обстоятельств. Посудите сами: Тим Самарас наблюдал за торнадо, стоя на проселочной дороге. Но буквально за несколько минут и без того немаленький ураган резко вырос в размерах, образовав гигантскую воронку диаметров 4,2 км и одновременно ускорившись до 65 км/ч. Кроме того, торнадо резко поменял направление и направился прямо в сторону Тима Самараса. А на фоне свинцовых грозовых облаков, дождя и при слабой освещенности смертельный вихрь сделался практически невидимым. Глядя прямо в лицо приближающейся опасности, окружающие могли подумать, что видят просто облака, причем они находятся от них далеко. В это время вокруг основного вихря образовались несколько дополнительных, более мощных, скорость ветра в которых достигала почти 500 км/ч. Единственный шанс выжить в таких условиях – это находиться в подземном убежище, ну, или в специальном броневике, наподобие TIV2 или Dominator 3. Но Тим Самарас был в обычном Chevrolet Cobalt, он вообще не планировал приближаться вплотную к урагану. Увы, жизнь распорядилась иначе, а главный удар стихии пришелся именно на машину исследователя. Возможности уехать от такого урагана по просёлочной дороге практически не было. Торнадо поднял автомобиль в воздух и отбросил его почти на восемь километров. Шансов выжить в таких условиях практически не было ни у него, ну и у его сына Пола, ни у Карла Йонга. История Тима Самараса наглядно показывает, что человеку не стоит шутить со стихией — природа всё равно окажется сильнее, то тут, то там, преподнося сюрпризы, к которым люди будут не готовы. И всё же, погоня за ураганами продолжится. А мы обязательно увидим новые суперзащищенные автомобили, напоминающие не то космические корабли, не то мощные военные броневики. А также толпы энтузиастов, гоняющихся за непогодой на обычных гражданских автомобилях. Почему? Во-первых, как ни крути, но именно нахождение в непосредственной близости от торнадо дает учёным возможность лучше изучить их поведение. А во-вторых, число любителей, гоняющихся за ураганами из-за красивых снимков, вряд ли пойдет на спад. Ведь ни один экстремал не откажется от невероятной возможности поймать бурю за хвост.Тимофей Исаев