Эксперты немецкого автомобильного клуба ADAC дали восемь советов водителям, как правильно себя вести, если оказался в глухом заторе Очень часто под фразой "уметь ездить" понимают навык управления автомобилем на высоких скоростях, которые по ПДД даже запрещено развивать. Но на самом деле гораздо важнее правильно вести себя в самых обычных дорожных ситуациях, с которыми водители сталкиваются каждый день. К тому же довольно часто автомобилисты не "прохватывают с ветерком", а стоят в пробках. Особенно актуальна эта ситуация для нашей страны, где развитие дорожной сети отстает от западных стран минимум лет на 30.В этом плане в Германии с её автобанами все по-другому. Но это не означает, что немцы не стоят в пробках. Ровно наоборот! В разгар отпускного сезона заторы на местных автомагистралях – далеко не редкость. Поэтому немецкий клуб ADAC решил помочь водителям, выпустив памятку с советами о том, как правильно вести себя в пробке. Считаете, что все это – ерунда, и нашим людям такие рекомендации не нужны? Тогда обязательно ознакомьтесь с пунктами ниже, уверены, вы найдете в них немало актуального и для нас. Не выезжайте на обочину В первую очередь эксперты ADAC напоминают, что езда по обочине запрещена по ПДД. В Германии такое нарушение карается гораздо строже, чем в России – штрафом в 75 евро (т.е. примерно 5100 рублей) против "наших" 1500 рублей. Тем не менее, иногда и среди законопослушных немцев находятся и те, кто считает себя "выше других".Специалисты ADAC также обращают внимание, что на автобанах обочина вообще предназначена только для стоянки автомобилей в случае поломки. Хотя справедливости ради замечают, что на некоторых магистралях при возникновении затора обочину могут превратить в "дополнительный ряд", причем вполне легально – при помощи специальных светофоров, расположенных над ней. Во всех же остальных случаях выезжать на обочину запрещено – что в Германии, что в России. Пропускайте других водителей Пробки – это всегда потеря нервов. И многим начинает казаться, что проехать не дают именно вам, хотя другие водители находятся в точно такой же ситуации. От того, что вы будете упрямо "переть" вперед, не пуская водителей, перестраивающихся перед вами или выезжающих с прилегающих территорий, пробка не исчезнет. Зато она может очень легко увеличиться.Поэтому ADAC рекомендует руководствоваться "принципом молнии", когда в подобных ситуациях машины проезжают по очереди – одна за другой. Особенно это актуально в "узких местах" – например, там, где произошло ДТП или имеется сужение из-за ремонта дороги. Кстати, в Германии за невыполнение "принципа молнии" даже есть небольшой штраф – около 20 евро. Обгон справа – разрешен! Следующий совет может показаться неожиданным. В пробках немцы рекомендуют обгонять справа, если есть такая возможность. Правда, в Германии ПДД разрешает такой маневр только с некоторыми оговорками. Так, выполнять его можно только в том случае, если в левой полосе скорость движения не превышает 60 км/ч, разница в скорости у обгоняющего и обгоняемого автомобиля не больше 20 км/ч.А что же у нас? Российские ПДД разрешают более быстрое движение автомобиля относительно потока без выезда из занимаемой полосы – такой маневр называется опережением. Но мы в свою очередь отметим, что немецкие нормы куда продуманнее российских – безопасно объезжать поток справа можно в том случае, если ваша скорость не сильно отличается от скорости потока. Ну, и, конечно, не стоит путать этот маневр с ездой по обочине. Телефон – иногда тоже А вот звонить по телефону в пробке вопреки стереотипам можно. Правда, только в том случае, если ваш автомобиль стоит. В немецкой редакции этот пункт звучит еще строже: "Использование телефона без устройства hands-free разрешено только при неработающем моторе". Но если вы наглухо стоите в пробке и выключили двигатель, разговаривать по мобильнику никто не запретит, о чем напоминает ADAC.Мы в свою очередь заметим, что пользоваться телефоном лучше действительно только тогда, когда движения нет. В противном случае резко возрастает риск мелких ДТП, от которых пробка только увеличивается. Выходить из автомобиля – нельзя! Покидать свое транспортное средство запрещают что российские, что немецкие ПДД. И не важно, стоите вы без движения уже час или всего пять минут. Правда, справедливости ради, заметим, что при крупных заторах этот пункт правил мало кто соблюдает.Да и полицейские не обращают внимание на водителей, которые вышли ненадолго из машины, что называется, "размять кости". Самое главное – не отходить от своего автомобиля далеко, чтобы оперативно отреагировать, если пробка вдруг "придет в движение". Задний ход запрещен Еще один популярный маневр, что в Германии, что в России – сдать назад, чтобы повернуть и объехать пробку. Правда, немцы пока что не дошли до того, чтобы объезжать пробку задним ходом по встречке. Да и выполнить такой маневр в Германии из-за особенностей организации движения гораздо сложнее.Однако в ADAC на всякий случай напоминают: сдавать назад в пробке и уж тем более – ехать против направления потока запрещено. Причем в Германии за подобные маневры может грозить не только штраф 200 евро, но и лишение прав на месяц. Хотя мы не в Германии, отметим, что движение задним ходом в нарушение правил наказывается у нас штрафом 500 рублей или 2500 рублей, если оно было выполнено на автомагистрали. В общем, не лучший вариант для пробки. Не скачите между рядами А вот следующий совет ADAC касается владельцев двухколесного транспорта. Оказывается, по немецким ПДД мотоциклистам запрещено ездить между рядами! Это им грозит штрафом в 100 евро и 1 штрафным баллом. Правда, в Германии мотоциклисты могут спокойно объехать пробку слева, если между стоящими автомобилями и боковой линией разметки будет достаточно места.Что же касается нашей страны, то вопреки стереотипам, мотоциклистам разрешено ездить между рядами, если при этом они не наезжают на линию разметки. Да, и будем честны: многие покупают мотоцикл именно для того, чтобы не стоять в пробке. Осудить таких людей мы не можем. Дадим лишь совет: если вы едете в междурядье, не разгоняйтесь сильно быстрее скорости потока. Оставляйте "коридор безопасности" Наконец, еще одна рекомендация ADAC касается "коридора безопасности" или "коридора спасения". Согласно ПДД почти всех европейских стран при возникновении затора на автомагистрали водители в двух крайних левых рядах должны увеличить боковой интервал относительно друг друга. Делается это для того, чтобы "скорая помощь" или другой спецтранспорт мог бы проехать сквозь пробку в "междурядье". За невыполнение этого правила в Германии существует штраф, хотя и небольшой – 20 евро. Но дело не в штрафах, а в сознательности водителей, которая таким нехитрым образом помогает спасти десятки жизней.Увы, в России пока аналогичное правило не действует, поэтому рекомендовать оставлять "коридор безопасности" мы не можем. Однако порекомендуем не терять бдительности – спецтранспорту приходится ездить в том числе и через пробки. Поэтому будьте готовы принять правее и уступить дорогу. Тимофей Исаев