Опубликовано 14 сентября 2016, 15:52

Крутой русский каскадер из Голливуда: я разбил много суперкаров

Русский трюкач Мартин Иванов берется за самую опасную работу. Шокируя смелостью своих американских и европейских коллег

Самый знаменитый русский трюкач в Голливуде Мартин Иванов обычно без долгих раздумий берется за самую сложную и опасную работу. Шокируя своей смелостью своих американских и европейских коллег.

Крутой русский каскадер из Голливуда: я разбил много суперкаров

- Как становятся каскадерами?

  • Может, это наследственное? Мой отец – каскадер, снимавшийся в советских и российских фильмах. Поэтому и я с детства мечтал о той же работе. Но затем увлекся автоспортом. В подростковом возрасте познакомился с раллистами, ну и началось. Участвовал в кольцевых гонках, затем в ралли. Побеждал. Но заниматься автоспортом было тяжело. С финансовой точки зрения. Даже если ты чемпион в ралли, то все равно не зарабатываешь, а постоянно тратишь. Поэтому постепенно моя карьера в автоспорте закончилась. Отец предложил работу в кино. Он снимал фильм «Белое золото». По сюжету там было много трюков. Вот и предложил мне попробовать себя в роли каскадера. Сняли две погони. Без проблем. После раллийных битв участие в киношных погонях мне показалось совсем не сложным. А потом мне крупно повезло. Просто фантастическое стечение обстоятельств. В 2003-м в Москве проходили съемки голливудского блокбастера «Превосходство Борна». И там нашлась для меня работа.
Крутой русский каскадер из Голливуда: я разбил много суперкаров

- Только пришли в кино и сразу приглашение в Голливуд? Похоже на сказку!

  • Повезло! Тогда приехала бригада каскадеров, но им требовались помощники для съемок погони с участием множества машин. Для подстраховки. В каждой так называемой фоновой машине должен находиться каскадер, который сможет адекватно отреагировать в случае нештатной ситуации. На Трубной площади должны были снимать эпизод, в котором Борн на автомобиле прыгает с высокого парапета на дорогу. Не долетев до земли, он должен ударить бампером самосвал и гнать дальше. Английские каскадеры в последний момент отказались. Посчитали трюк слишком опасным. Можно было улететь под грузовик. Хотя заранее к трюку готовились. Тогда постановщик повернулся ко мне: «Хочешь попробовать?». “Конечно попробую”. Я даже не размышлял. В ралли так напрыгался, что этот трюк мне опасным не показался. Все сделал отлично. После этого эпизода я неожиданно стал главным каскадером фильма. А после съемок постановщик предложил и дальше сотрудничать. Следующим работой в Голливуде стал «Ультиматум Борна». Затем пригласили на «Квант милосердия».
Крутой русский каскадер из Голливуда: я разбил много суперкаров

– В Интернете вы прославились благодаря ролику, в котором на болиде несетесь под летящим грузовиком. У вас вообще есть хотя бы намек на чувство самосохранения?

– Тогда меня разыскал постановщик трюков и каскадер Майк Райан. Предложил съемки в вирусной рекламе. Майк специализируется именно на трюках, связанных с грузовиками. Сначала он ничего толком не объяснил. Все безумство проекта я осознал только на месте. По сценарию огромный тягач с прицепом и болид разгоняются, двигаясь параллельно. Затем грузовик прыгает с трамплина, взлетает и в этот момент я на болиде должен резко свернуть и проехать под ним... Сложность заключалась в том, что сцену нельзя было нормально отрепетировать. Снимать нужно было с первого и единственного дубля. А грузовик летит над землей всего 25 метров.

Это был мой первый опыт вождения формульного болида. Механики, готовившие машину, тоже очень сильно удивились. Но отступать я не привык. Это был Lotus, на котором выступал Кими Райкконен. Мне даже достался его комбинезон. Покатался немного для тренировки, затем сказал режиссеру, что готов. Во время съемок труднее всего было ехать с той же скоростью, что и грузовик. Ведь Lotus разгоняется быстрее. На 120-ти км/ч тягач взлетел с трамплина, а проскочил под ним. Испугаться не успел – все произошло слишком быстро.

Крутой русский каскадер из Голливуда: я разбил много суперкаров

- Какие еще съемки оказались очень сложными в вашей карьере?

– Во время съемок последнего фильма Бондины – «Спектр» – почти месяц приходилось устраивать погони на римских улочках по ночам. В этот раз Марк Хиггинс был на “Астоне”, а мне достался концептуальный гибридный суперкар Jaguar CX-75. Улицы перекрывали, но все равно работать было очень тяжело.

Биологические часы отказывались перестраиваться, организм требовал сна, и постоянно приходилось себя пересиливать. Поблажек за ночной режим не делали – все те же стандартные 12-часовые смены. Получается, месяц живешь в режиме совы - не видишь солнца. Днем пытаешься заснуть в номере отеля с плотно закрытыми шторами, а всю ночь проводишь на съемочных площадках. На этом проекте все каскадеры сильно устали. А еще мне пришлось неожиданно менять машину. Еще одну сцену фильма снимали в Австрии – по сюжету самолет преследует “Range Rover Sport” и два “Дефендера”. Сначала я должен был играть “главного бандита”, ехать именно в “Рейндже”, на нем тренировался, а на съемках меня вдруг распределили в другой автомобиль. Режиссер решил, что для главного злодея я не слишком брутально выгляжу. Мы на серпантине разгонялись до 160-ти, и было очень тяжело держаться на “Дефе” за “Рейджем”.

– Сколько дублей обычно требуется для съемки трюка?

– Количество зависит не от сложности, а от взгляда режиссера на результат. Финальную аварию в “Превосходстве Борна” снимали много раз. Разбили семь “Гелендвагенов”, которые приготовили заранее. И постановщик трюков каждый раз был недоволен результатом. Съемки проходили в Берлине, и продюсеры отправляли нас на местный авторынок, где мы чуть ли не оптом скупали оставшиеся “Гелики”.

  • В бондиане по-прежнему стараются снимать сложные и необычные автомобильные трюки. В отличие от не столь масштабных проектов, где предпочитают компьютерную графику...

–Действительно стараются снимать экстрим максимально реалистично. Поэтому работать там особенно интересно. Несколько эпизодов “Кванта милосердия” снимали в старом мраморном карьере в Италии, где работа не останавливается в последние несколько тысяч лет. Из добытого там материала делали еще античные статуи. На съемках мы столкнулись с массой проблем. Когда несешься по гравию с мраморной крошкой на спорткаре, поднимаются огромные столбы пыли. На репетициях операторы стали возмущаться: ничего не видно. Поэтому гравий решили поливать водой. В итоге покрытие превратилось в скользкую грязь. А я должен был не просто быстро ехать на 500-сильном заднеприводном Aston Martin, но и на пределе возможного проходить повороты и шпильки. На некоторых участках не было ограждений и, сделав единственную ошибку, легко можно было улететь в пропасть.

Крутой русский каскадер из Голливуда: я разбил много суперкаров

- Приходилось ли выполнять трюки вместе с голливудскими актерами?

– Обычно актеры понимают, что не выполнят трюк на уровне каскадера. Да и опасные сцены снимаются второй съемочной группой. А у нее - собственный график, отдельно от основной. Но бывают исключения. Вот однажды на съемках “Неудержимых-3” мне поручили дублировать Джейсона Стейтема. Отработать финал погони – по сюжету герой на грузовике поворачивает на морской причал и резко тормозит в нескольких метрах от воды. Несколько раз репетировали, я выполнял трюк, чтобы операторы поняли, как все будет смотреться в кадре. Вдруг Джейсон, который оказался на площадке, стал уговаривать постановщика трюков разрешить самому сниматься в сцене с грузовиком.

Крутой русский каскадер из Голливуда: я разбил много суперкаров

Вопреки здравому смыслу ему пошли навстречу. Он сел за руль, а я занял кресло справа. Он разогнался и там, где нужно было резко тормозить, замешкался. У актера началась паника. Грузовик полетел в воду. Стекла в машине были дырявыми – по сценарию пробитые пулями, поэтому кабина быстро заполнилась водой. Меня смыло волной в центр кабины. Двигаться было тяжело, мешали сапоги на ногах. В тот момент я начал бороться за жизнь. Про актера даже забыл. Интуитивно отыскал дверь и едва смог открыть ее. А Джейсона спасали уже другие каскадеры. Потом он упрямо повторял: причина происшествия – плохие тормоза. Но я же знаю: он просто не умеет водить грузовики... В тот раз я утопил два айфона, лежавших в карманах, мне их поменяли на новые. Такая вот получилась компенсация. На последних съемках “Спектра”, когда готовили погоню на набережной в Риме, учитывали возможность падения спорткаров в воду. Там дежурили дайверы на гидроциклах. А до этого мы с этими людьми в бассейне, выключив свет, отрабатывали “спасательные операции”. Кстати, в этом случае подготовились по полной программе – в машинах были маски и баллоны с воздухом. И мне было спокойнее.

Беседовал Дмитрий Баринов,

фото из архива Мартина Иванова.

Автомобильные новости