Как выборы в Германии изменят немецкий автопром
24 сентября 2017 года в Германии прошли выборы в федеральный парламент – бундестаг. Согласно результатам правящий блог партий ХДС/ХСС победил с результатом 33%, второй стала Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), набравшая 20,5%. Но настоящей сенсацией выборов стало попадание в парламент ультраправой партии "Альтернатива для Германии", набравшей 12,6% голосов и занявшей третье место. Также в парламент прошли либералы из СвДП, представители Левой партии и Зеленых.
Причем тут автомобили? Все очень просто. Дело в том, что решения нового парламента будут иметь самое непосредственное влияние на автоиндустрию. Нельзя забывать, что Германия – парламентская республика, а не президентская, как Россия или США. Это означает, что победившей партии ХДС/ХСС для эффективной работы придется сформировать коалицию. Самым вероятным вариантом развития событий является образование коалиции из правящей ХДС/ХСС, а также либералов и зеленых. Её еще называют "ямайской коалицией" по основным цветам указанных партий (черный, желтый и зеленый). Рассказываем, какие последствия это может иметь для автоиндустрии.
Туманное будущее дизеля
Обойти дизельную тему новому парламенту точно не удастся. И дело не только в знаменитом "Дизельгейте", последствия которого ощущаются до сих пор, но и о возможном запрете дизельных двигателей в крупных городах. Например, на последней мере настаивает партия "Зеленых", требующая также ввести повышенные ставки на "чадящие" внедорожники. В ХДС/ХСС заявляли, что по данному вопросу выступают на стороне немецких автопроизводителей. А в СвДП считают, что главное – это открытость современным технологиям. Как ни странно, такая позиция, скорее всего, приведет к компромиссу. Например, власти могут повысить акцизы на дизельное топливо, из-за чего владеть маленькими авто с дизельными двигателями станет невыгодным. Но самое интересное заключается в том, что после таких мер б/у-автомобили на тяжелом топливе могут отправиться в Россию! Как раз в 2019 году в соответствии с нормами ВТО в нашей стране должны снизиться ввозные пошлины.
Перспективы ДВС
Этот вопрос наверняка станет предметом жарких дискуссий. "Зеленые" предлагают с 2030 года запретить производство в Германии автомобилей с классическими ДВС, сделав ставку на электромобили по образцу Норвегии. Консерваторы из партии Меркель и либералы из СвДП с этим не согласны, и считают, что электромобили должны пробить себе дорогу в честной конкуренции. Но дело не только в этом. Партия "Зеленых" борется с автомобилями как таковыми, уделяя большое внимание общественному транспорту. Если вариант "Зеленых" со ставкой на "электризацию" победит, то, скорее всего, немецкие автомобили вырастут в цене, просто потому, что электромобили и гибриды дороже в производстве, а, значит, и для конечного потребителя. Россию такое подорожание, скорее всего, тоже затронет.
Конец безлимитных автобанов?
Партия "Зеленых" требует ввести ограничение скорости на отметке 120 км/ч на всех немецких автомагистралях, и на 30 км/ч – в центрах немецких городов. Цель – снижение уровня выбросов СО2 и борьба за безопасность на дорогах. ХДС/ХСС и СвДП занимают в этом вопросе более умеренную позицию, не высказываясь, например, против безлимитных автобанов. Скорее всего, стороны придут к компромиссу по данному вопросу: отсутствие ограничения скорости на автомагистралях сохранится, а на узких улочках все-таки появятся знаки "30". Для россиян такие меры, на первый взгляд, никак не сказываются. Но есть нюанс. Дело в том, что в будущем правило "30 км/ч в центре" может прийти и в российские города. Причем власти наверняка будут ссылаться на немецкий опыт.
Дороги останутся бесплатными
Во время предыдущего срока правления Ангелы Меркель под давлением министра транспорта Александра Добриндта было принято решение о введении "инфраструктурного сбора" за проезд по дорогам. Проще говоря, власти решили, что немецкие автобаны станут платными для иностранцев, поскольку для граждан Германии сумма этого сбора будет включена в транспортный налог. Однако новому парламенту ничто не помешает отменить эту норму. В оценках этого вопроса сходятся все три партии возможной "ямайской коалиции". К тому же, его решение наверняка добавит популярности новой власти у самого широкого круга немцев. На большинстве россиян эта мера, если её примут, конечно, никак не отразится. Однако наши автопутешественники и туристы, скорее всего, будут рады: покупать "виньетку" не придется, а Германия по-прежнему останется удобной и относительно недорогой страной для транзита и поездок.
Тимофей Исаев