Как продлить жизнь мотору?
Помните девяностые? Тогда отечественные автомобилисты свято верили, что большой американский двигатель способен пройти миллион километров – мол, конструкция и ресурс располагают, а частое обслуживание не требуется вовсе. Конечно, живучесть многих старых заокеанских "восьмерок", а также ряда европейских и японских движков минувших лет действительно стала притчей во языцех, но вряд ли будет преувеличением сказать, что часть из них как раз сгубила слава сверхнадежных, а, значит, способных выдержать любые издевательства. Так возможно ли проехать миллион километров, если заботиться о движке и в чем, собственно должна заключаться эта самая забота?
Оговоримся сразу – по нашему мнению, это возможно лишь в отдельных случаях. Мотор мотору рознь: одни агрегаты действительно способны намотать фантастический километраж, другие же физически на это неспособны. Увы, ко второй категории в большей степени относятся современные двигатели, которые в среднем стали более нежными, "хрупкими" и, как бы грубо это не звучало, одноразовыми. Следует взглянуть правде в глаза – сейчас водителям, скорее всего, не нужны рекорды надежности.
Причины проблем моторов последних поколений складываются из разных факторов. Здесь и усложнении конструкции, например, массовое внедрение турбонагнетателей и систем непосредственного впрыска топлива, и высокая тепловая нагруженность в угоду экологии, и другие нюансы вроде алюсилового покрытия стенок цилиндров, которое снижает сопротивление на трение, но боится закоксовки поршневых колец и другой "грязи".
Немного статистики. В мире есть когорта автомобилей с официально зафиксированным "астрономическим" пробегом.
Дизельный Mercedes-Benz E-Class W124 1992 года выпуска, принадлежащий сотруднику завода "трехлучевой звезды" намотал миллион километров. И вы зря думаете, что это рекорд! Porsche 356 1964 года, которым владеет американец Гай Ньюмарк проехал свыше 1,6 млн километров, а Volvo P1800 1966 года Ирва Гордона преодолел… почти 5 млн километров! Все это старые или очень старые машины. Совпадение? Сейчас пробеги в районе 200 тысяч километров многим кажутся предельной величиной, после которой машину надо продавать, а брать такое "старье" и вовсе боже упаси. Такие нынче времена…
Между тем, есть достаточно простые способы продлить жизнь двигателю, если не до миллиона километров, то хотя бы до максимально возможного значения. Если вы покупаете подержанную машину, то стоит выяснить о слабых местах мотора. Есть ли статистика о пробеге, при котором сдается цилиндро-поршневая группа? Как обстоят дела с газораспределительным механизмом? Не превращаются ли звездочки на балансирных валах в эллипсы со всеми вытекающими последствиями? За возможные и характерные неисправности вам придется расплачиваться своими кровными.
Прописная истина в том, что любая, даже самая надежная машина нуждается в регулярном обслуживании. Казалось бы, это известно всем, но некоторые забывают о простых вещах и результат не заставляет себя ждать.
Автомобиль – штука почти одушевленная, а значит, способна предупреждать водителя о начинающихся неисправностях. Как сказал великий Вальтер Рерль, "машина – это не человек, к ней нужно с любовью относиться". Значит, не следует игнорировать сигналы, подаваемые верным "конем" – посторонние шумы, вибрации, запахи… Конечно, можно не мешать машине работать, но куда разумнее время от времени посещать сервис для профилактики и выявлять возможные неисправности на подступах. Помните, что своевременный ремонт порой позволяет сэкономить значительные суммы, которые впоследствии придется отдать за серьезное "лечение" агрегатов и узлов. Опять же очевидный момент, но, как показывает практика, очевиден он далеко не для всех.
Если вы хотите продлить жизнь мотора, избегайте регулярных резких стартов и езды на пределе. Подобные режимы не идут на пользу, даже если у вас спорткар, который создавался с расчетом на соответствующую манеру езды. "Для чего тогда покупать спортивную машину", - спросите вы? Резонное замечание, спорить не станем.
Масло нужно менять вовремя – это всем известно, но некоторые напрочь забывают о сервисном интервале. Автору этих строк известен Volkswagen Tiguan, не видевший замену масла… минимум 30 тыс. километров. Если машина у вас возрастная, то есть смысл перейти на смазочные материалы с увеличенной вязкостью для компенсации зазоров, появившихся вследствие износа. Кроме того, в маслах подобного типа содержатся присадки, полезные для немолодых моторов.
Состояние системы охлаждения – еще один кирпич в фундаменте долголетия. Уровень антифриза, чистота радиатора, целостность патрубков, которые, будучи "уставшими", могут лопнуть на жаре – все это чрезвычайно важно. Стоит помнить, что одни моторы худо-бедно переживут перегрев, а для других он смерти подобен: скажем, пробьет прокладку головки блока цилиндров со всеми вытекающими последствиями.
Зимняя эксплуатация – отдельный разговор. Мы уже касались темы прогрева двигателя в холодное время года и напомним, что отправляться в дорогу сразу же после запуска нежелательно. Пусть мотор поработает пару минут, затем дайте ему прогреться в движении и не нагружайте оборотами. Длительная работа на холостом ходу для агрегата не полезна как минимум в виду расхода моторесурса. Кроме того, старайтесь не ездить с почти пустым баком. Во-первых, на дне его не особенно чисто, во-вторых, бензонасос может хлебнуть воздуха, а его выход из строя всегда крайне.
Ресурс автомобиля расходует и перегруз. Если превращать коня в мула, то он не скажет вам спасибо – систематическое превышение полной допустимой массы повлияет на подвеску, а в особо тяжелых случаях на кузов и уж точно не добавит здоровья двигателю.
Бывалый автомобилист скажет, мол, эти парни говорят известные всем банальности, которые полезны разве что для новичков. Но давайте начистоту – все ли предписания для продления срока службы вы выполняете? И самое главное – действительно ли вам нужно ли, чтобы машина ездила долго?
Асатур Бисембин