Опубликовано 23 сентября 2016, 14:50

Как получить компенсацию за утрату товарной стоимости автомобиля

Разница между ценами до и после аварии признается судом «реальным убытком», подлежащим компенсации. Расскажем, как ее получить

Если в результате ДТП ваш автомобиль был поврежден, а затем восстановлен - и даже восстановлен прекрасно! - все равно его рыночная стоимость уменьшилась. Эксперты полагают, что ценник на такую машину снижается на 3-5%. Можно считать по-другому: 10-20% от суммы восстановительного ремонта. Оказывается, эти деньги можно и нужно требовать со страховой компании. Формулировка претензии: компенсация утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля.

Общее правило рынка: если автомобиль побывал в ДТП, он оценивается ниже, поскольку даже самый лучший ремонт не равен по качеству промышленной сборке. Снижается надежность узлов и механизмов, страдают внешний вид машины и даже качество подгонки деталей интерьера.

Разница между ценами до и после аварии признается отечественным судом «реальным убытком», подлежащим компенсации. Чтобы ее получить, владелец автомобиля должен обратиться в страховую компанию, которая возмещает ущерб, связанный с ремонтом поврежденной машины. Причем компенсация УТС не зависит от того, получили ли вы по договору страхования некую сумму на ремонт, или автомобиль направлен на сервис самой СК.

Правда, есть ограничения. Их список довольно большой, но для легковушек запомнить просто: право на возмещение УТС есть у владельцев автомобилей не старше 5 лет, а износ до аварии не должен превышать 35%.

Следующее, с чем надо определиться, - характер повреждений. УТС может возникнуть, если в процессе ремонта потребовалось устранить нарушение геометрии кузова, заменить несъемные элементы, отремонтировать пластиковые элементы, покрасить наружные детали и разобрать и собрать салон. Другими словами, все то, что невозможно сделать на сервисе по заводским технологиям. При этом, если нужно заменить какую-то мелкую деталь – молдинг, корпус зеркала, дверную ручку – УТС не рассчитывается. То же самое относится к случаям, когда деталь уже была повреждена до аварии, или если у повреждения вообще другой характер, например, коррозия.

Теперь о самой методике расчета. Есть две основных: авторства российского Минюста и так называемая методика Хальбгевакса. Минюст предлагает формулу, содержащую предполагаемую цену автомобиля до аварии и коэффициент для каждого поврежденного элемента. Также учитываются дополнительные условия – например, способ соединения восстановленных элементов – и в формулу подставляются соответствующие коэффициенты.

Второй вариант, которым пользуются эксперты по оценке ущерба, предполагает оценку иномарок возрастом до 5 лет и с пробегом не больше 100 тыс. км, либо машин российских брендов возрастом до 3 лет и с пробегом не больше 50 тыс. км. Здесь составляют несколько формул, в которые входят начальная цена автомобиля, стоимость машины до ДТП, стоимость восстановительного ремонта и поправочные коэффициенты.

Эксперты, рассчитывающие утрату товарной стоимости, оценивают свои услуги примерно в 1-3 тыс. рублей. В заявлении в страховую компанию на возмещение ущерба после ДТП нужно отдельно написать фразу: «Прошу рассчитать и возместить утрату товарной стоимости автомобиля». Страховая компания обязана возместить УТС, если сумма не превышает лимит в 400 тысяч рублей. Если же проблема не укладывается в этот лимит, то УТС включается в сумму иска к виновнику аварии. Вернуть УТС и всю остальную выплату по заявлению должны в течение 20 дней с момента обращения в страховую компанию.

Есть ли шансы выиграть дело в суде, если СК или ответчик-физическое лицо не хотят решать проблему «мирным путем»? Как правило, суд выносит по таким делам положительные решения. В помощь вам – решение Верховного суда, признавшего недействительным правило, по которому УТС исключается из состава страхового возмещения.

Текст: Илья Куликов

Автомобильные новости