Опубликовано 03 февраля 2017, 13:20

Что делать, если водителя сделали должником

Ситуация, когда автовладелец вовремя оплативший все штрафы, вдруг оказывается в списке должников, встречается все чаще

Ситуация, когда автовладелец вовремя оплачивает все штрафы, а потом оказывается в списке должников у судебных приставов, встречается все чаще.

Проблема приобретает массовый характер. К судебным приставам во всех крупных городах выстраиваются огромные очереди. Выходит, сейчас абсолютно каждый водитель находится в зоне риска. Количество ошибочно отправленных приставам штрафов исчисляется сотнями тысяч. Среди санкций, которые они могут наложить на вполне законопослушных водителей - блокировка банковского счета, списание средств с банковской карты, запрет на выезд за границу.

Причем, несмотря на то, что должника должны уведомить о применяемых к нему мерах, чаще всего письмо не доходит до адресата, или доходит уже после того, как его настиг неприятный сюрприз. И хорошо, если это произошло в родном городе, когда можно пойти к приставам и решить проблему. Хуже, если счета заблокируют, когда мнимый должник находится за границей. И совсем неприятно, если жертва бюрократической машины на паспортном контроле узнает о том, что ему закрыли выезд за границу.

Как нам пояснили в ФССП, проблема заключается в том, что некоторые банки не вносят информацию о платежах в единую систему ГИС ГМП. Поэтому часто факт оплаты до ГИБДД не доходит. А гаишники, в свою очередь, увидев, что штраф не оплачен в положенные 60 дней, передают его судебным приставам.

Система ГИС ГМП (Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах) появилась в 2010 году, и с тех самых пор ее работа вызывает массу нареканий. Проблема с якобы неоплаченными штрафами ГИБДД возникла с момента создания системы. И растет как снежный ком вместе с увеличением количества камер, и соответственно, количества штрафов.

Средства автоматической фиксации выявили более 61 миллиона нарушений ПДД за 2016 год, это на 22% больше, чем в 2015 году.

Средства автоматической фиксации выявили более 61 миллиона нарушений ПДД за 2016 год, это на 22% больше, чем в 2015 году.

Почему за шесть лет вопрос не решен, остается загадкой. "В целях решения данной проблемы в настоящее время из территориальных органов ФССП России запрошена необходимая информация, по результатам обобщения которой о банках-нарушителях правил проведения платежей будут проинформированы соответствующие государственные органы: Центральный Банк и Федеральное казначейство, а также Ассоциация российских банков", - сообщают в ФССП. Приставы не рады сыплющимся к ним ранее оплаченным штрафам и последующим жалобам еще больше, чем пострадавшие автомобилисты.

Составлением "черных" и "белых" списков банков занимаются с самого появления системы, списки публикуются, но это не решение проблемы. Конечно, оплата в банке "рога и копыта" пройдет с наименьшей вероятностью, но значительное количество платежей также продолжают оставаться неучтенными и в крупнейших банках РФ. Пока банки не будут нести серьезную ответственность за невнесение данных в систему ГИС ГМП, проблема будет только усугубляться.

Как обезопасить себя от проблем:

Вариантов развития событий, если штраф оплачен, но не попал в систему несколько:

После оплаты штрафа банк, в котором проводился платеж, передает данные в систему ГИС ГИП, и только потом казначейство передает оплату в ГИБДД. Для начала нужно проверить, дошел ли факт оплаты собственно до адресата.

Сделать это проще всего на сайте ГИБДД, на котором имеется сервис по проверке неоплаченных штрафов. Потребуется госномер автомобиля и номер свидетельства о регистрации транспортного средства. В данном случае система выдает только неоплаченные штрафы.

Что делать, если водителя сделали должником

Столкнувшись с такой ситуацией, нужно либо лично обратиться в отделение по месту регистрации и предоставить оплаченную квитанцию, либо сделать это в форме электронного обращения на том же сайте ведомства.

Обязательно при оплате в банке сохранять квитанции до погашения задолженности, а в случае электронной оплаты воспользоваться функцией отправки квитанции на электронную почту. В случае отсутствия на руках документа о том, что штраф был оплачен, доказать факт оплаты будет невозможно. Тем не менее, если квитанция утеряна, это не означает того, что придется платить во второй раз, ее можно восстановить в банке, правда, такая услуга может быть платной.

Даже если штрафа нет в списках неоплаченных в ГИБДД, он мог "уйти" приставам раньше, чем факт оплаты дошел до ведомства. Если же штраф старый и числится как неоплаченный, мнимый должник уже есть в списках у приставов наверняка.

Проверить наличие задолженностей судебным приставам можно через официальный сайт ФССП. Для этого достаточно имени, фамилии и даты рождения, сайт сразу показывает все исполнительные производства.

Что делать, если водителя сделали должником

Если среди них имеются действительно неоплаченные штрафы, то можно оплатить их непосредственно на сайте, в режиме онлайн. Если же имеются ошибочные производства по штрафам оплаченным, то придется потратить время и отправиться к приставам лично.

Для начала нужно получить выписку в ГИБДД об отсутствии задолженности, если она числится и в ГИБДД, то пройти алгоритм, указанный выше. И только потом уже с выпиской ехать к приставам.

Возможен и третий вариант нестыковки между ведомствами – штраф действительно был просрочен, оплачен приставам, убран из базы неоплаченных в ФССП, но остался в базе данных ГИБДД. Это возможно, либо если деньги зависли на счетах приставов и еще не перечислены в ГИБДД, либо ушли в ГИБДД, но еще не прошли по системе. Действия в таком случае схожи с тем, когда оплата не прошла через банк – предоставить в ГИБДД квитанции об оплате штрафов и постановления об окончании исполнительного производства от приставов.

Фото: РИА «Новости» / Наталья Селиверстова, Андрей Архипов

Автомобильные новости