Шинные компании уверяют, что покупать б/у резину опасно. Это лотерея, где призом могут стать костыли или даже что-то хуже Шинные компании уверяют, что покупать б/у резину опасно. И резон в этом есть – вам достанется более-менее изношенный протектор, порой даже неравномерно, возможно состарившаяся резина и, не исключено, что поврежденный каркас. Словом – лотерея, где призом могут стать костыли или что похуже. Но есть ситуации, когда использовать подержанные шины допустимо. Например, вы покупаете их у надежных знакомых, знаете, что ездят они аккуратно, а еще уверяют, что ямы и камни этот комплект резины миновали. И главное, мы все год за годом регулярно устанавливаем б/у покрышки… наши собственные – после сезонного хранения. И проверять их перед монтажом, хоть чужие, хоть свои, все равно придется. А делать это мы будем в несколько шагов. Измеряем остаточную глубину протектораДавайте забудем старые рекомендации, что минимальная глубина протектора может быть от 1,6 мм. Это разве что по двору прокатиться. На самом деле, испытания доказали, что безопасный минимум для летних шин составляет 3 мм, а зимой – 4 мм. Прежде всего, речь идет о сцеплении на водяной пленке во время дождя. Понятно, что чем глубже водоотводящие каналы, тем быстрее вода удаляется из пятна контакта. На скорости 80 км/ч этот показатель равен примерно 25 л в секунду для одного колеса. Не забывайте, что результаты тестовых испытаний в автомобильных изданиях актуальны для новых шин, поэтому ваша подержанная резина, пусть именитого бренда и популярной модели, уже не способна на заявленные показатели. Для измерения глубины протектора продаются простые пластмассовые щупы со шкалой, можно это делать и обычной линейкой. Смотрим на равномерность износаКак мы уже говорили, износ может быть неравномерным, поэтому измеряем глубину протектора на самом "лысом" участке, причем на каждой шине из комплекта. А теперь оцениваем причины износа. Если больше "облысела" плечевая зона с обеих сторон (что чаще всего), значит, давление в шине постоянно было ниже рекомендуемого. От таких шин ждите ухудшения поперечного сцепления. То есть придется контролировать скорость в поворотах, чтобы не вылететь наружу. Изношенная центральная часть протектора говорит, что шины постоянно перекачивали. За это придется расплатиться потерянной тормозной динамикой, худшим разгоном и управляемостью. Причиной неравномерного износа также могут быть неправильный развал-схождение колес и дефекты подвески. Оцениваем состояние сцепных кромок Шины цепляются за асфальт как всей плоскостью блоков протектора, так и особенно их краями и кромками ламелей. Обращаем внимание – чем больше они стерты, скошены, тем меньше кромочный эффект, а значит, на эффективное торможение, особенно на мокром асфальте, можно не рассчитывать. Проверяем общее состояние резины Резиновая смесь с годами стареет даже на складе, а при реальной эксплуатации этот процесс идет быстрее. Теряются молекулярные связи, перерождаются отдельные компоненты, и прочность шины постепенно падает. Официально шинные компании обычно дают пять лет гарантии на срок службы шины со дня ее выпуска, потом претензии к ее качеству не принимаются. Впрочем, за это время шина при регулярной езде успеет истереться и отправиться в утиль. Другое дело, если покрышка залежалась у продавца, а потом и в гараже у владельца – тут и при малоизношенном с виду протекторе возможны скрытые неприятности. Потеря прочности грозит шине разрывами, причем это с большей вероятностью может случиться на высокой скорости, когда велики механические нагрузки и растет нагрев самой покрышки. Поэтому обращаем внимание на появившиеся микротрещины, изменение привычного цвета резины, возможно, она станет менее плотной на ощупь. Ищем видимые внешние дефектыПро проколы, порезы и следы ремонта и так все ясно – если они есть, шину лучше отложить в сторону. А теперь надо убедиться, что нет скрытых повреждений каркаса, которые можно получить при сильном ударе о камень или бордюр, а также когда машина долго стояла (а хуже – ехала) на спущенных колесах, или шины хранились как попало, да еще на них сверху ставили какую-то утварь. Проявляется это в виде замятий, заломов, вздутий и вмятин. Если каркас поврежден, то разрушение шины – только вопрос времени. И как в предыдущей главе, это, скорее всего, произойдет в движении на большой скорости… …а теперь - внутренние дефекты Причины изъянов те же самые. Только к ним еще добавляются дефекты конструкции. Шина в разрезе похожа на "бутерброд" из слоев резины и корда, где внутренняя поверхность покрышки обычно представляет собой герметичный слой, не пропускающий молекулы воздуха. Нас интересует отсутствие признаков расслоения, а также иных повреждений. Конечно, распознать скрытые дефекты без специальной аппаратуры порой не под силу даже бывалому шиномонтажнику. Но вас должны насторожить необычные вздутия и выпуклости на внутреннем гладком слое, а также неплотные на ощупь участки, ну и, разумеется, явные разрывы слоя и невидимые снаружи следы ремонта – заплатки, "грибки". Заломы и замятия корда тоже иногда заметно проступают на внутренней поверхности. В заключение надо отметить, что все сомнения стоит трактовать в пользу покупки нового комплекта шин. Если говорить об экономии, то лучше уж свежие "бюджетники", чем изрядно подержанный "премиум". Алексей Павлов Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!