Китайский малыш Chery QQ на нашем краш-тесте выступил неплохо, но Chery Amulet и Geely Otaka экзамен на пассивную безопасность провалили. Однако потом BYD F3 частично реабилитировал китайский автопром. И вот — пятый эксперимент: сможет ли защитить своих седоков при ударе на скорости 64 км/ч седан Geely MK, собранный по полному циклу на черкесском заводе Дервейс? Китайский малыш Chery QQ на нашем краш-тесте выступил неплохо, но Chery Amulet и Geely Otaka экзамен на пассивную безопасность провалили. Однако потом BYD F3 частично реабилитировал китайский автопром. И вот — пятый эксперимент: сможет ли защитить своих седоков при ударе на скорости 64 км/ч седан Geely MK, собранный по полному циклу на черкесском заводе Дервейс? Купить Geely MK не проблема — в прошлом году продано 5580 таких седанов. Проблема — купить MK в базовой комплектации с одной подушкой безопасности за те 289 тысяч рублей, что обещает реклама. У восьми официальных дилеров в Москве и еще десятка в ближайших регионах такой машины не оказалось. Зато у всех была комплектация Comfort с двумя подушками: доплата за пассажирскую — десять тысяч, итого 299 тысяч рублей. Что ж, пусть небескорыстная, но все же забота о безопасности соотечественников. Но и за эти деньги машину не возьмешь! В одном из автосалонов менеджер нам прямо заявил: «Если я вам не продам дополнительного оборудования на 18 тысяч рублей, то останусь без зарплаты». Однако МК в заводской комплектации мы все-таки нашли — всего плюс 9000 рублей за доставку до дилера.Точно такой же седан, что проходил наш ускоренный ресурсный тест, с двумя подушками безопасности, АБС и кондиционером обошелся в 308 тысяч рублей — на 40 тысяч дешевле, чем два года назад. Однако качество российской сборки хуже, чем китайской: нестыковки пластмассовых деталей интерьера, неравномерные зазоры между кузовными панелями…Мы уже били Geely MK после ресурсного пробега, но всего лишь на скорости 15 км/ч — это был так называемый тест Даннера для проверки стоимости восстановления после легкой аварии. За ремонт нам тогда насчитали более 150 тысяч рублей, и мы предпочли поскорее избавиться от битого «китайца». Что будет теперь, когда ставка в эксперименте — уже не деньги, а жизнь?В основе Geely МК — тайский седан Toyota Vios образца 2003 года: этакий симбиоз Яриса первого поколения и Короллы образца 2000 года для азиатских стран. Независимых испытаний на пассивную безопасность ни в Японии, ни тем более в Европе Vios не проходил. Но и Yaris, и Corolla заработали твердые четыре звезды и более 12 баллов за фронтальный удар по методике EuroNCAP. Так что если все будет в порядке со сваркой, если металл обладает должной прочностью, то современные решения тойотовских инженеров должны помочь Geely. С их помощью BYD F3 без подушек безопасности заработал целых шесть баллов. А у МК подушки есть! Жаль, на преднатяжители ремней поскупились — их нет даже у топ-версии Elegance.Итак, манекены в «боевой раскраске» (она оставит следы в местах контакта с интерьером) усажены и пристегнуты, все датчики подсоединены к ударопрочной регистрирующей аппаратуре в багажнике. Разгон до скорости 64,9 км/ч — удар! И Geely MK со смятым передком разворачивается почти на 90 градусов и отскакивает от барьера, как теннисный мячик. Упругое вышло соударение — автомобиль впервые на памяти вазовцев долетел до верстаков, что стоят в десяти метрах сбоку от барьера!Кузов сработал на отлично: передняя часть смята, а салон практически не тронут. Дверной проем сократился лишь на сантиметр! Сварка выдержала, металл тоже. Передняя панель целехонькая, рулевая колонка с двумя карданными шарнирами и механизмом телескопирования, надежно закрепленная на мощной поперечной трубе, не дала баранке сместиться назад более чем на 15 мм. Педаль сцепления ушла навстречу ногам всего на 124 мм — это на 30 мм меньше, чем у Фокуса первого поколения. Пространство для ног не тронуто: мощный подрамник передней подвески, вырвав свою площадку крепления на левом лонжероне, уехал под днище. Молодцы китайцы — это прорыв в области конструирования кузова! Конечно, прорыв именно для китайцев — на Западе, в Японии и даже в Южной Корее все это давно в порядке вещей. А вот для развивающихся стран… «Нам на Проект С надо бы такие пороги», — одобрили вазовцы мощнейшие усилители внутри китайского кузова. Причем снаряженная масса машины — всего 1095 кг.Итак, Geely MK безопасен? Но почему на скоростной видеосъемке видно, что подушки, которые выстреливают из руля и панели спустя 34 миллисекунды после начала удара, надуваются хаотично, как купол воздушного шара? Правда, потом все вроде бы приходит в норму — еще спустя 40 миллисекунд подушки обретают правильную форму и принимают головы манекенов точно по центру. Ни пробоя, ни соскальзываний. Мы осматриваем машину — и глазам не верим: целехонькие пластиковые панели, прикрывающие подушки, вырваны с «мясом»! При корректном срабатывании купол должен прорвать покровный пластик, для чего с изнанки на последнем делают надрезы. Но здесь эти элементы оказались слишком прочными — купола не смогли нарушить девственность китайской пластмассы! И поэтому подушки выстрелили в головы манекенов вместе с деталями интерьера.Чем грозит такое «раскрытие»? Это серьезнейший риск дополнительных травм. Ведь вам в лицо может выстрелить не матерчатый купол, а жесткий пластик или, того хуже, острые металлические пластины с оторванной точечной сваркой! Кроме того, если скорость автомобиля перед столкновением будет выше 64 км/ч, не полностью раскрывшаяся подушка просто не успеет защитить голову. Да и на 64 км/ч… Из-за тугих клапанов сброса давления, не позволяющих подушкам сдуваться должным образом, интегральный критерий травмы головы HIC, вычисляемый на основе перегрузок, у «водителя» составил 1060 единиц, а у «пассажира» — 999. А граница «красной зоны» находится на уровне 1000 единиц. Это означает, что риск сильного сотрясения мозга — около 20%. Сыграли свою негативную роль и ремни без преднатяжителей: пока оба манекена уткнулись носами в подушки, лямки продолжали растягиваться, заставляя седоков слишком сильно запрокидывать голову. В итоге изгибающий момент шеи «пассажира» составил 52,6 Нм, а «водителя» — 78,1 Нм. Последнее намного выше критических 57 Нм — перелом шеи более чем вероятен! Вот вам и китайские подушки, вот вам и экономия на преднатяжителях… Сжатие грудной клетки «оранжевое», то есть средней тяжести что у «водителя» (38 мм), что у «пассажира» (40 мм) — при опасном пороге в 50 мм. Сжатие бедер и коленей не превышает границ «зеленой зоны», нагрузки на голени — «желтой». Подсчитаем рейтинг? За защиту головы и шеи Geely MK не получает ничего. За защиту груди — 1,43 балла (в зачет идет худший результат, в данном случае у «пассажира»). Из четырех баллов за бедра и колени мы по всей строгости законов EuroNCAP вычитаем один балл за то, что колени манекена водителя уперлись в ребра пластика (концентрированная нагрузка), и еще балл — за потенциальную травмоопасность замка зажигания. Итого два балла. Плюс 3,04 балла из четырех за голени и ступни (расчет по худшему критерию — перемещению педали сцепления). В сумме набирается 6,47 балла: округленно — шесть с половиной.Это близко к результату другой китайской копии Тойоты — седана BYD F3. Но у «бесподушечного» F3 ни один критерий травмирования не был превышен. А вот у Geely MK, несмотря на наличие подушек и более прочный кузов, головы и шеи передних седоков в опасности. — Автомобиль с запасом выдержал фронтальный и боковой сертификационные удары, — парирует наши выпады бывший вазовец Алексей Символоков, ныне возглавляющий технический департамент Дервейса. — Разве нужно еще что-нибудь? Нужно! Причем совсем немного. Изменить конструкцию декоративных панелей, перекалибровать чересчур тугие клапаны подушек безопасности и поставить ремни с преднатяжителями. Тогда безопасность будет не номинальной, а самой что ни на есть реальной. Ведь главное — прочный кузов с эффективными энергопоглощающими зонами — у Geely MK уже есть. У многих других машин на нашем рынке нет и этого. Scriptio: Юрий Ветров.