Зажигательный Mini Countryman
— Мы хотели очеловечить машину. Большая голова и маленькое тело делают ее похожей на ребенка: его хочется прижать к себе, быть с ним нежным. В то же время тут крупные колеса — настоящий мужчина должен крепко стоять на ногах! А скульптурное тело? Это уже из области эротики…
А самым важным, по мнению главного Мini-дизайнера Герта Хильдебрандта, было достижение гармонии между этими тремя образами. Поэтому, мол, Mini Countryman и нравится сразу всем. Жаль, конечно, что оригинальный образ размывается, и все же сначала в кроссовере угадываешь именно Mini.
О том, что Mini предстанет в ипостаси кроссовера, заговорили около четырех лет назад, причем в конце 2007 стало известно, что делать его будут не в Англии, как остальные Mini, а на австрийском заводе Magna Steyr — вместо «нынешнего» BMW X3. Потом были «концепты» Crossover, Beachcomber и вот — серийный Mini Countryman. Точнее, серийный он пока только на фотографиях, а в моем распоряжении оказались частично закамуфлированные машины из опытной партии. Единственный обнаженный Countryman, тот, что был засвечен в Женеве, стоял в «дизайнерской» комнате, где вещал Хильдебрандт.
Вживую кроссовер оказался привлекательнее, чем на снимках. Правда, черты истинного «селянина» подмечаешь не сразу: угловатые фары, выпяченные задние фонари, изогнутая линия крыши. За фары дизайнерам отдельное спасибо: благодаря этой «деформации» Mini Countryman не стал, в отличие от автомобилей Audi разных классов, «масштабной моделью», а вместе с узнаваемостью обрел и самобытность. А крышей-«кепкой», которую немцы именуют «шлемом», Хильдебрандт убил двух зайцев:
— Этим мы подчеркнули, что Countryman — новая модель, и уберегли его от образа таксы. Вдобавок «гнутая» крыша позволила растянуть дверной проем и облегчить посадку на задние сиденья.
Да, Countryman — это даже не Clubman: впервые, садясь в Mini, я открываю полноценную заднюю дверь и легко устраиваюсь в отдельном кресле. «Селянин» — первый Mini длиной более четырех метров (4110 мм), а колесная база по сравнению с Клабменом растянута на 48 мм — до 2595 мм. Поэтому места сзади с запасом — и над головой, и перед коленями. Единственное неудобство — это ступенька с воздуховодами под передними креслами, из-за которой ногам задних пассажиров под ними тесновато. А особенно понравилась идея с рельсом, разделяющим пару задних кресел, — на него можно установить что угодно — от подставок-корзиночек до развлекательных мониторов с нетбуками. Нечто подобное, кстати, есть и в новом компактвэне Opel Meriva. Да и сами кресла что надо — с выверенным профилем и многоступенчатой регулировкой угла наклона спинки. Можно заказать и обычный трехместный диван, но это уже неприкольно.
А еще — отнюдь не мини-багажник объемом 350 л, как, например, у кроссовера Nissan Qashqai, против 160 л у «просто» Mini и 260 л у Клабмена. Если же задние сиденья сложить вровень с полом, то отсек разрастется до 1170 литров — как у трансформированной «единички» BMW.
На пит-лейне выстроился десяток кроссоверов. Все — в версии Cooper S, с «механикой» и — опять-таки впервые для Mini — с полным приводом. Кроме того, Countryman будет выпускаться в модификациях One и Cooper с модернизированными бензиновыми «четверками» 1.6 мощностью 98 л.с. и 122 л.с. Появится и Mini One D с 90-сильным турбодизелем. Но опция в виде полного привода будет доступна только для топ-версий — это дизельный Cooper D (112 л.с.) и бензиновый Cooper S. Мотор «эски» помимо турбокомпрессора и непосредственного впрыска топлива теперь оснащен той же бездроссельной системой газораспределения Valvetronic, что и у атмосферников. Крутящий момент остался тем же (240 Нм и 260 Нм в режиме Overboost), но мощность выросла со 175 до 184 л.с.
Толкаю ключ-диск в переднюю панель, жму на кнопку стартера — и чувствую, что от волнения на лбу выступили капли холодного пота. Потому что заметил, что пассажиром к американцу, который следом за мной выехал на залитый поливалками австрийский Вахауринг, сел легендарный раллист Рауно Аальтонен — чемпион Европы 1965 года, который в 1967 году на классическом Mini выиграл ралли Монте-Карло. Что он подумает о моей траектории? А потом Аальтонен пересел ко мне. «Газ, полный газ!» — задорно крикнул он, когда я поскользнулся на луже.
Поначалу я осторожничал, но Mini меня раскрепостил: сколько ни бросай педаль газа на дуге, сколько ни топчи ее — «раскорячить» машину очень непросто. Внимая подсказкам, с каждым кругом я ехал быстрее и спокойнее, в том числе и за Mini: если кроссовер сразу же позволил нам заговорить об апексах и точках торможений, значит, несмотря на все свои «сельские» двери и сантиметры, он остался Mini!
Спереди, как и у оригинала, стойки McPherson, сзади — многорычажка от «трешки» BMW. Пружины стали жестче, амортизаторы смягчились на отбой, а дорожный просвет по сравнению с хэтчбеком увеличился со 135 мм до 149 мм. В итоге крены в «смазанных» водой поворотах невелики, реакции на повороты руля быстры и точны, хотя намек на картинговую остроту стал еще тоньше, чем в случае с Клабменом. В чем же Mini? В чем кайф?
Например, в системе полного привода All4. Вопреки ожиданиям, это не «бээмвэшный» xDrive, а муфта GKN с электромагнитным управлением в приводе задних колес. Если у баварских машин для блокировки фрикционов используется рычажный механизм с отдельным электромоторчиком, то узел Mini гораздо компактнее: за сжатие дисков отвечает шариковая муфта — когда два соосных диска (ведомый и ведущий), между которыми в специальных выемках заключены шарики, проворачиваются относительно друг друга, ведомый диск сдвигается, сжимая пакет фрикционов. Включением блокировки заведует первичное электромагнитное сцепление, механически завязанное на ведущий диск, а электрически — на систему стабилизации. На старте и при малейшем рассогласовании скорости по осям муфта моментально (быстрее, чем за 0,1 с) «зажимается» — и привод становится полным.
Благодаря этому в скользком повороте кроссовер ускоряется как по рельсам, а в пределе азартно доворачивается под тягой задней осью. Ни задержек, ни суеты. Перебрал с газом, перекрутил руль? Открути-отпусти — и машина быстро восстановит устойчивость. Неспроста сидящий справа от меня Аальтонен сам отключил «стабилизацию» уже после третьего круга:
— Здесь заходи пошире, здесь поуже, газ, газ, газ! Поворачивай руль еще до поворота, тяни машину газом, давая передним колесам поскользить, а в нужной точке сбрасывай — это будет лучший вход! Этот прием я придумал еще в конце пятидесятых…
Любопытно, что отключить систему стабилизации действительно можно полностью, причем ни удар по тормозу, ни большой угол заноса не приведут ее в чувство. В помощь водителю останется лишь электронная имитация блокировки переднего дифференциала. Инженеры говорят: «Мы уверены, что наши клиенты нажимают на кнопки осознанно: хочешь быть с автомобилем один на один — будь!» И лишь определив угрозу опрокидывания, электроника начнет «прикусывать» тормозные диски.
— Какой автомобиль был референсным? Только Mini! — утверждают инженеры. — Никто больше не делает того, что мы хотим видеть в наших машинах.
Как и все Mini, Countryman и радует, и бодрит. Для города, пожалуй, и впрямь лучше не сыщешь. Но с окончательными «ездовыми» выводами мы все-таки подождем до июля, когда во время «раскамуфлированной» презентации наш эксперт Олег Растегаев поездит на разных версиях Кантримена по обычным дорогам, а не по залитому водой треку, и поймет, какие по счету эти парни на деревне. Тогда же объявят и российские цены. Пока известно лишь, что продажи у нас начнутся с бензиновых версий Cooper и Cooper S, причем последний будет только с полным приводом и ценой около 1,5 млн рублей. «Начальный» Countryman One, как и дизельные модификации, появится значительно позже.
Понятно, что Countryman увеличит число Mini-покупателей. Главным рынком останется Америка, но немцы делают серьезную ставку и на Россию. Завод Magna Steyr способен выпускать до 80 тысяч Кантрименов ежегодно. А на подходе — купе и родстер, которые уже утверждены к серийному производству. Интересно, там применили ту же формулу дизайна с интегралом или пошли по пути производных?
Scriptio: Павел Карин.