Хотите застоя? «С конвейера Ульяновского автомобильного завода сошел первый УАЗ 469». И новость эта датируется не 1972 годом, а нынешним, 2010-м! Доступ в VIP-зал Центрального аэропорта города Ульяновска стоит тысячу рублей: в комнатке два дивана, телевизор, тепловая пушка для обогрева и стеллаж с водкой и коньяком. Воды в туалете нет: труба лопнула. — Ой, как уже хочется вернуться в застойные годы, — вздыхает хозяйка. — Тогда хоть не было такого обмана, как сейчас… Хотите застоя? «С конвейера Ульяновского автомобильного завода сошел первый УАЗ 469». И новость эта датируется не 1972 годом, а нынешним, 2010-м! Хрущевки, панельные девятиэтажки, Газели-маршрутки. С предвыборного плаката Единой России озадаченно глядят вдаль два усатых мужика: «Работу заводам, работу людям! Сделаем Ульяновск научно-промышленным центром Поволжья». За проходной УАЗа — огромный бюст Ленина с непременной Доской почета победителей соцсоревнования. «Уникальный штанговый толкающий конвейер» десятки лет встречает посетителей пронзительным визгом пневмогайковертов. «В 2005—2006 годах ленты подачи двигателей и колес убрали вниз, и конвейер приобрел более эстетичный вид», — объясняет начальник технологического отдела цеха сборки Анатолий Тимагин. А где же андон — ведь пресс-релизы о том, что на УАЗе вводится Toyota Production System, мы читали еще лет пять назад? «Сигнальные огни и кнопки для остановки конвейера уже смонтированы, но пока не работают»...По левой «грузовой» нитке плывут зеленые «буханки», по правой — Хантеры и Патриоты. А что это за уазик цвета хаки приткнулся на въезде в цех ОТК — с простым брезентовым тентом и старым тоненьким рулем? Может, это и есть тот самый УАЗ 469? — Это армейский автомобиль, делаем по госзаказу. Поездить? Нет, без разрешения представителя военной приемки дать не можем… Вот она, мечта! Безо всяких пластмассовых финтифлюшек, зато с дизелем ЗМЗ. Говорят, комплектацию лично утверждал министр обороны Сердюков. Но УАЗ не имеет права выпускать такие машины в товарные сети, потому что они не пройдут сертификацию по шумности, по пассивной безопасности. Да и вообще XXI век на дворе… Именно поэтому шесть лет назад и появился Хантер — как попытка осовременить УАЗ-469Б образца 1972 года, он же «автомобиль семейства УАЗ-3151», он же просто «козел». Мы уже рассказывали про перемены в статье «Козел и Охотник»: передняя пружинная подвеска против старой рессорной, пятиступенчатая коробка передач вместо старой «четырехступки», новая «раздатка» с одним рычагом вместо двух, гидроусилитель руля… Единственное серьезное усовершенствование с тех пор — корейская коробка передач DYMOS, которая закупается по долларовому контракту и делает машину дороже примерно на 18 тысяч рублей. Но кресла по сравнению с Хантером шестилетней давности стали проще, исчезли газовые упоры капота... А цена выросла с 200 тысяч до 390 тысяч рублей!Неудивительно, что в прошлом году суммарный объем продаж всех УАЗов упал более чем вдвое — с 72 тысячи до 34 тысяч, из которых на Хантеры пришлось менее 9000 машин. Как стимулировать спрос? «Перепозиционировать продукт», как рассчитывали маркетологи Соллерса, не вышло — Хантер по-прежнему покупают для деревни, охоты и рыбалки. И на УАЗе наконец-то признали очевидное: «козел» должен быть проще и дешевле! Куда проще? Ведь и без того есть Huntеr Classic за 375 тысяч рублей — со старой двухсекционной дверью багажника и без пластиковой накладки на решетке радиатора… Невольно вспоминается анекдот времен застоя: «Что такое торт Брежнев? Это тот же Наполеон, только без яиц, масла и сахара». К счастью, в УАЗе 469 масло есть. Да и яйца... Мужской автомобиль!На заводе эту версию называют «Хантер минус», ее индекс — УАЗ-315196, а официальное название — УАЗ 469. Что в минусе? Во-первых, убран оставшийся пластик — к примеру, накладка на панели приборов. Во-вторых, вместо дорогой корейской коробки — старая «четырехступка» АДС, которую делает бывший цех УАЗа, ныне превратившийся в самостоятельную фирму Автодеталь-сервис. А вместо современных мостов с цельной балкой, которые в России зовут по имени американской трансмиссионной фирмы Spicer, — мосты старой конструкции, с разъемным картером. У нас их прозвали «тимкенами» — при том, что и Spicer, и другой американский поставщик Timken выпускали как те, так и другие мосты. Но мир давно отказался от «разъемной» конструкции, а на УАЗе «тимкены» до сих пор ставят на «буханки» и «головастики» — а теперь и на «Хантер минус», то бишь на УАЗ 469. Хорошо ли это, плохо ли? — Эх, дорога — точь-в-точь как в Сосновке. Мы туда каждую субботу на рыбалку ездим… Для уазовца, что сидит справа, это дорога. А на самом деле УАЗ 469 из первой партии, взятый прямо с конвейера, бороздит пустырь на заводских задворках. Снег выше ступиц, но «Хантер минус» упрямо ползет вперед. На обычном Хантере со «спайсерами» и корейской коробкой наверняка пришлось бы включать демультипликатор, но передаточные числа «старой» уазовской трансмиссии заметно «короче» — особенно у второй передачи, которая остается «рабочей» даже на тяжелом бездорожье. Вдобавок «тимкены» режут грунт или снег острым разъемом «чулков» — они действительно лучше по проходимости!Захлебывается ноющим воем трансмиссия, вгрызаются в рыхлый мартовский снег амтеловские шины Быстрица… Засели все-таки. Врубать заднюю после первой, чтобы выбраться враскачку, нужно с хрустом, размашистыми движениями — вправо до упора и вниз, в пол. Раззудись, плечо! Хорошо хоть, что на первой передаче у коробок АДС теперь тоже есть синхронизатор. Но переключается «четырехступка» АДС не так легко, как корейская, — и усилия выше, и рычагом надо орудовать точнее. А главная проблема — вибрации. При серьезной пробуксовке силовой агрегат трясется на опорах, словно под полом работает отбойный молоток. И очередной штурм снежного виража приходится прервать — из-под капота валит пар, а снег под машиной окрашивается зеленым: вырвало подводящий патрубок радиатора.Пока едет подмога с отверткой, можно немного прохладиться: в салоне не Ташкент — Сахара! Ведь ни в «буханках», ни в Хантерах до сих пор нет внутрисалонного краника отопителя. И даже в инструкции написано, что на тяжелом бездорожье во избежание перегрева нужно включать вентилятор «печки». В XXI веке… Короткая поездка по подъездным дорожкам завода прошла уже без приключений — Хантер как Хантер, только с четырьмя передачами. Руль совершенно «ватный» — ведь, в отличие от Патриота с гидроусилителем Delphi, на Хантеры ставится агрегат Борисовского автоагрегатного завода. Валкость и подруливания в виражах, разболтанная на неровностях подвеска... Хорошо хоть, что тормозит УАЗ на снегу и мокром асфальте ровно, без рысканий.А двигатель на УАЗе 469 — тот же, что и на нынешних «буханках». Старые нижневальные моторы Ульяновского моторного завода, принадлежащего «чужой» Группе ГАЗ, уазовцы перестали использовать с января прошлого года — и полностью перешли на «шестнадцатиклапанники» ЗМЗ объемом 2,7 литра. Но если на Патриотах и Хантерах версия ЗМЗ-4094 развивает 128 л.с., то для «буханок» была подготовлена дефорсированная до 112 л.с. версия ЗМЗ-4091, которую унаследовал и «Хантер минус». Да, «крутильный» подхват на высоких оборотах исчез, но он и не нужен! Зато характеристика стала «моментнее», тяга — ровнее, а трогаться можно на холостых, просто бросая сцепление. А еще я оценил… акустический комфорт. Да-да, не смейтесь! Конечно, в старом «четыреста шестьдесят девятом» эмоций было больше — завывания, лязги, хрусты… Но Хантер с шумоизоляционными матами в салоне, в дверях, под капотом и в моторном отсеке стал тише, и в версии «минус» все это осталось. Равно как и новая «раздатка», дисковые передние тормоза и пружинная передняя подвеска.Так что если брать «козла» в деревню, то почему бы не УАЗ 469, который примерно на 30 тысяч дешевле, чем Хантер Классик? Правда, самый доступный тентованный УАЗ 469 за 299 тысяч — без гидроусилителя руля и даже без запаски. Но за УАЗ 469 с металлической крышей и ГУРом должны просить 315—320 тысяч рублей. А выкладывать 365 тысяч рублей за тентованный Хантер Классик со «спайсерами» и корейской коробкой, уже не говоря про машину с жесткой «будкой» за 375—390 тысяч, стоит лишь в том случае, если под колесами в основном будет асфальт. Хотя тут уже стоит подумать о более удобном и современном Патриоте. Правда, он еще на сотню тысяч рублей дороже... — Вы уже знаете, что в этом месяце мы выпустим первые укороченные Патриоты УАЗ-3164? — огорошил Дмитрий Пришвин, второй по иерархии человек в руководстве УАЗа. — Дело в том, что и штамповая, и сварочная оснастка для Хантеров, которые мы делаем уже не один десяток лет, пришла в негодность. Новые штампы — слишком дорогое удовольствие: подготовка производства будет стоить миллиард двести тысяч рублей. Поэтому мы хотим «пощупать» рынок — может ли укороченный Патриот заменить каким-либо образом Хантер? Сможет — здорово. Нет — будем выпускать Хантер еще энное количество лет…Стало быть, УАЗ идет по пути АвтоВАЗа — новая версия Патриота, которую назвали Патриот Спорт, должна заменить обычные уазики точно так же, как упрощенная «Калина low-cost» вазовскую «классику». Но, как в том анекдоте, есть один нюанс. Патриот изначально разрабатывался как «гражданский» автомобиль. А как же армия? Если «вставай, страна огромная» — на чем идти в разведку? На чем бороздить российскую целину, где под снегом всегда может притаиться брошенная по пьяни железяка?«Буханки» выпускаются с 1958 года, УАЗ-469 — с 1972-го. Они давно отслужили свое. Так почему бы нашему государству не профинансировать разработку нового многоцелевого полноприводника, который прослужит еще 30—40 лет, — легкого, выносливого и неприхотливого? Ведь нашлись 2,4 миллиарда евро госгарантий для владельца Соллерса Вадима Швецова на проект совместного предприятия с альянсом FIAT-Chrysler. Но надеяться на то, что зарубежные технологии нам сильно помогут, наивно: нигде не нужны такие настоящие вездеходы, как в России. И потом, ни американцы, ни итальянцы не станут вкладывать деньги в создание российского военного внедорожника.Тем более что все технологии у нас уже есть. Изменить раму, спроектировать простой кузов с учетом всех требований по пассивной безопасности, локализовать производство дизелей IVECO и коробок DYMOS… Ну не бином же Ньютона! Конечно, можно этого не делать. Можно продолжать выжимать по капле советское наследие. Но это — застой, который рано или поздно заканчивается… Мы ведь уже знаем, чем заканчивается застой. Scriptio: Леонид Голованов.