Опубликовано 23 июня 2023, 02:02
4 мин.

Все плюсы и минусы беспилотных автомобилей

Навигация по транспорту будущего
Почему автономный транспорт — это плохая идея. Ещё 10 лет назад беспилотные автомобили казались утопическим мифом и фантазией производителей. А сейчас несколько марок уже достигли третьего уровня автономного вождения, при котором автомобиль может взять на себя полный контроль над вождением, но пока не во всех условиях. Общепринятый мировой стандарт доходит до пятого уровня автоматизации, при котором водитель уже не требуется. Автомобильные технологии развиваются очень быстро.
Илья Питалев / РИА Новости

Новое поколение молодых водителей отходит от идеи владеть автомобилем, выбирая такси, подписку, каршеринг и транспорт. Если смотреть в будущее, то автономный транспорт как раз отвечает запросам пользователей и позволяет не приобретать автомобиль в личное пользование. Люди хотят пользоваться телефоном, работать в дороге или отдыхать между встречами, а не нервничать за рулём.

Ещё не все готовы смириться с тем, что беспилотные машины лишат людей возможности самовыражения и демонстрации статуса. Но это быстро поменяется, когда технологии полноценно войдут в нашу жизнь.

Терминология

Термин «самоуправляемые автомобили» стал популярным благодаря компании Tesla, несмотря на то, что американского автопроизводителя много раз осуждали за использование этих слов. Автомобили Илона Маска на самом деле не оснащаются технологиями, которые бы соответствовали этому названию.

Кроме того, используются другие термины — автономные автомобили, машины без водителя, автоматизированный или беспилотный транспорт. На самом деле полностью автономного автомобиля ещё не существует. Автономность предполагает наличие искусственного интеллекта, способного обучаться и адаптироваться. Нынешние уровни автономности позволяют машине реагировать на ситуацию, используя программы, созданные человеком.

То есть автомобили могут делать только то, что им говорит строка кода. Транспорт в мгновение ока проходит через серию вопросов. Есть ли пешеход перед автомобилем? Да. Внимателен ли человек за рулем? Нет. Пострадает ли один или несколько пешеходов, если не затормозить прямо сейчас? Да. И тогда машина нажимает на тормоза. Автомобили с такими функциями вождения относятся ко второму уровню автономности. Системы способствуют снижению количества дорожно-транспортных происшествий, но водитель всё равно должен постоянно контролировать автомобиль.

Плюсы беспилотных автомобилей

По мнению американского Национального управления безопасностью движения на трассах (NHTSA), одним из главных плюсов самоуправляемых автомобилей является безопасность. Считается, что более 90% ДТП происходит из-за человеческого фактора, поэтому если убрать водителей из формулы, то теоретически произойдет снижение количества ДТП. Однако для этого необходима чёткая разметка, а это задачка со звёздочкой не только для сельской местности, но и для некоторых целых стран.

Кроме того, автономные транспортные средства будут более экологичными, и эти автомобили потенциально могут сократить выбросы вредных веществ. Когда компьютеры будут управлять транспортом, технологии, связанные с ними, значительно продвинутся вперёд. Многие автопроизводители предложили, чтобы беспилотные автомобили могли подключаться к системам, регулирующим дорожное движение. Это позволит автомобилю поддерживать необходимую скорость, чтобы уменьшить пробки.

Все плюсы и минусы беспилотных автомобилей

© Tesla

Минусы автономного транспорта

Благодаря беспилотным инновациям, дороги могут стать безопаснее, но нельзя забывать о потенциальной потере рабочих мест и сомнениях насчёт безопасности.

Потеря рабочих мест в результате появления автомобилей без водителей будет глобальной и столкнутся с этим все страны мира. Таксисты потеряют работу, потому что службы будут закупать автомобили, которым не нужны водители. Автомобили не болеют и не нуждаются в отпуске. Службы доставки также не будут нуждаться в людях, и водители могут попрощаться со своей работой. Следом работу потеряют водители общественного транспорта. Будущее выглядит мрачным для тех, кто зарабатывает на жизнь извозом.

Автономные технологии хоть и могут сделать дорогу безопасной с какой-то точки зрения, но всё же представляют угрозу безопасности с других сторон. Автопроизводители будут использовать передовые средства защиты, чтобы предотвратить взлом автомобиля. Однако ожидается, что эти автомобили будут подключаться к множеству внешних серверов, возможно, даже к другим автомобилям на дороге. Это может сделать их уязвимыми.

В автомобилях также будет больше компьютеров, чем когда-либо, что подвергает их большему риску для хакеров, которые смогут завладеть информацией о банковской карте.

Несмотря на то, что количество аварий должно сократиться, сами последствия ДТП могут стать более тяжёлыми. Уменьшение количества автомобилей приведёт к меньшему трафику, что, вероятно, повлечёт за собой увеличение максимальной скорости. Более высокая скорость означает больший ущерб для пассажиров.

Но самая большая проблема заключается в том, что все автомобили должны быть без водителя, чтобы избежать человеческого фактора. Пока за рулём каких-то машин ещё сидят водители, все рассказы про безопасность теряют свой смысл. Системы автономного вождения могут быть максимально усовершенствованы, но даже они не могут точно предсказать, как поведёт себя водитель другого автомобиля.

Автомобильные новости