Впервые на Ладе Калине с кузовом универсал мы поездили более трех лет назад, но в серию она пошла только сейчас. И сразу оказалась нарасхват. Помните, каким дефицитом были первые вазовские "десятки"? Вот и теперь за "универсальной" Калиной мы охотились больше месяца - но взяли-таки на тест симпатичную машинку цвета "дыня". А для сравнения - еще и Ладу 111: это давно известный ВАЗ-2111, универсал отживающего свое "десятого" семейства. Впервые на Ладе Калине с кузовом универсал мы поездили более трех лет назад, но в серию она пошла только сейчас. И сразу оказалась нарасхват. Помните, каким дефицитом были первые вазовские "десятки"? Вот и теперь за "универсальной" Калиной мы охотились больше месяца - но взяли-таки на тест симпатичную машинку цвета "дыня". А для сравнения - еще и Ладу 111: это давно известный ВАЗ-2111, универсал отживающего свое "десятого" семейства. Грузопассажирская Калина - это вам не кургузенький седан: тут и пропорции гармоничнее, и задняя светотехника вписана в кузов аккуратнее… А вот ВАЗ-2111 на ее фоне - просто "сарай". Причем если у Калины зазоры между кузовными панелями небольшие и ровные, то у "одиннадцатой" дверь багажника трется о крыло, а крышка лючка бензобака выпирает наружу. А запах! Снаружи новые Лады пахнут "антикором", которым их заботливо обработали дилеры перед продажей. А внутри… Открываешь дверь - и хоть надевай противогаз. Причем и в Калине, и в "одиннадцатой" дышать одинаково трудно. Но интерьер Калины - это шаг вперед. Даже рукоятки системы микроклимата вращаются легко и просто - не то что у ранних седанов. Может, нам просто попался удачный экземпляр Калины, но придраться можно лишь к грубому пластику дверной обивки, который диссонирует с "приглаженной" передней панелью. А внутренности "одиннадцатой" повергают в депрессию. Не спасает даже новая, мягкая на ощупь передняя панель. Все начинается с неудобной посадки (аморфное кресло способствует искривлению позвоночника) - и заканчивается… Нет, не заканчивается! При попытке открыть "бардачок" его крышка падает на пол со всем содержимым. Чтобы отрегулировать положение зеркал, приходится опускать стекла - на нажатие салонных рычажков они не реагируют. А поднятые стекла оказываются щедро смазанными предпродажным "антикором"…Калина-универсал короче "одиннадцатой" на 24,5 см, а объем багажника тут меньше на 76 л. Для оценки вместительности обеих машин мы попробовали использовать стандартные нынче картонные ящики для некрупных посылок Почты России. Так вот, даже "под полку" в багажнике "одиннадцатой" умещается на две картонки больше, чем в Калине. А с разложенными задними сиденьями - как минимум на шесть больше! И наполнять "одиннадцатую" поклажей проще: меньше погрузочная высота (на 80 мм) и ниже порожек, а опоры полки не выступают в проем. Зато у Калины дверь багажника распахивается легче, поднимается выше и имеет внутреннюю ручку для закрывания, а задние сидения складываются без борьбы. Для отечественной техники это своего рода достижение. Ведь у "одиннадцатой" те же фиксаторы спинок вытягиваются с трудом, а заедающие в замках подголовники и вовсе лучше снимать вдвоем.Калина нам досталась с 1600-кубовым восьмиклапанником (81 л.с.), а ВАЗ-2111 - с шестнадцатиклапанным мотором мощностью 89 л.с. Замеров мы не проводили (был еще "не сезон"), но разгоняются обе машины примерно одинаково. Однако восьмиклапанник подходит Калине куда больше - он ровно тянет с самых "низов", в то время как шестнадцатиклапанник "одиннадцатой" для более-менее активного разгона приходится раскручивать выше 3500 об/мин. А уж если обе машины загрузить под завязку, то разница в пользу Калины становится еще более ощутимой. Причем на груженой "одиннадцатой" начинаются проблемы с троганием: сцепление "берет" в самом верху - не ровен час заглохнешь. Управляемость… М-да. На прямой "одиннадцатая" постоянно плавает влево-вправо, а адекватное усилие на руле появляется лишь при больших углах поворота - приходится постоянно подруливать. В правые и левые повороты машина заезжает по-разному: очевидно, на заводе халтурно настроили углы установки колес. У Калины с углами порядок и на прямой она стоит лучше. Но руль подзажат в "нуле", а усилие на нем растет непредсказуемыми скачками. Покачивания баранки Калина оставляет без внимания и чувствует себя уверенно, лишь встав на дугу. Зато тормозит Калина неплохо - усилие на педали низким не назовешь, но нащупать момент блокировки колес несложно. А "одиннадцатая" испугала: поначалу показалось, будто тормозов у нее нет вовсе! Всему виной перетяжеленный свободный ход педали - ты не понимаешь, когда же начнется торможение, и давишь на педаль изо всех сил.Зато ВАЗ-2111… то есть Лада 111 - комфортнее! Слегка раскачиваясь на волнах покрытия, она практически не замечает дорожную "мелочь" и скругляет даже самые крупные выбоины. Калина, напротив, пересчитывает все швы-трещинки, лихо подбрасывает седоков на "лежачих полицейских" и сильнее переваливается с боку на бок. При этом если в "одиннадцатой" шумно (гудит трансмиссия, "сечет" выпуск), то в Калине еще шумнее: звенит рычаг коробки передач, где-то в передней панели заливается "сверчок", а вибрации, приходящие на сиденья, массируют спины седоков. Жаль, что помимо их воли. Безусловно, по сравнению с "одиннадцатой" универсал Калина - это достижение отечественного автопрома. Во времена СССР такие машины с гордостью показывали гражданам на ВДНХ - Выставке достижений народного хозяйства. Мало того, Калине наверняка бы присвоили Знак качества. Она и современнее Лады 111, и собрана лучше, и пользоваться ее "универсальностью" удобнее. Но если учесть, что у "одиннадцатой" более вместительный багажник и выше плавность хода, а разница в цене между машинами с одинаковыми восьмиклапанными моторами составляет всего около 6500 рублей, то из этих двух машин мы бы выбрали… Пожалуй что Ладу 111! Если бы она была собрана так же, как Калина… Но, увы, надеяться на улучшение качества сборки "одиннадцатой" можно только в следующем году, когда заслуженную машину "десятого" семейства сменит модернизированный универсал Лада Приора. Примерно в тоже время на ВАЗе должна начаться сборка универсалов Renault Logan MCV - еще более качественных и гораздо более вместительных: то, что для наших машин является достижением, для автомобилей Renault - самая что ни на есть норма…Зато те, кто остановит выбор на Калине-универсале, смогут гордиться тем, что приобрели последний исконно российский автомобиль. Все идет к тому, что действительно новых "нашемарок" больше не будет. Никогда. Экспертные оценки Авторевю|Экспертные оценки Авторевю||||| |Оцениваемые параметры|Макс. балл|Автомобили||Почему?| |Лада Калина|Лада 111| | |Эргономика |180|145|125|В Калине лучше и кресло, и "геометрия" посадки. А худшая обзорность "одиннадцатой" обусловлена громоздкими задними подголовниками, которых у Калины нет вовсе| |Рабочее место водителя |90|65|55| |Обзорность |90|80|70| |Динамика |300|210|195|Тяговитый "восьмиклапанник" Калины лучше подходит для езды с полной нагрузкой, тормоза тоже настроены адекватнее. Зато "одиннадцатая" понятнее управляется| |Разгонная динамика|100|75|70| |Тормозная динамика|110|80|65| |Управляемость|90|55|60| |Ездовой комфорт |240|160|170|В обоих универсалах шумно, но Калина шумнее, а ее подвеска ощутимо жестче| |Плавность хода, виброзащита|100|75|80| |Акустический комфорт |70|40|45| |Микроклимат |70|45|45| |Комфорт салона |280|195|210|В "одиннадцатой" сзади чуть просторнее, багажник заметно больше. Возможности трансформации салонов в принципе одинаковы, но складывать сиденья Калины гораздо проще| |Пассажирские места|80|50|55| |Багажник |100|70|85| |Трансформация салона|100|75|70| |Суммарный балл |1000|710|700| ||Паспортные данные||| |Параметры|Автомобили| | |Лада Калина|Лада 111| |Тип кузова|5-дверный универсал|5-дверный универсал| |Число мест|5|5| |Объем багажника, л|350 - 650\|426 - 1420\\| |Снаряженная масса, кг|1080|1055| |Полная масса, кг|1555|1550| |Двигатель|бензиновый, с распределенным впрыском|бензиновый, с распределенным впрыском| |Расположение|спереди, поперечно|спереди, поперечно| |Число и расположение цилиндров|4, в ряд|4, в ряд| |Рабочий объем, см³|1596|1596| |Диаметр цилиндра/ход поршня, мм|82,0/75,6|82,0/75,6| |Степень сжатия|10,0:1|10,3:1| |Число клапанов|8|16| |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин|81/59,5/5200|89/65,5/5000| |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин|120/2700|131/3700| |Коробка передач|механическая, 5-ступенчатая|механическая, 5-ступенчатая| |Передаточные числа| || |I|3,63|3,63| |II|1,95|1,95| |III|1,36|1,36| |IV|0,94|0,94| |V|0,78|0,78| |задний ход|3,50|3,50| |главная передача|3,70|3,70| |Привод|передний|передний| |Передняя подвеска|независимая, пружинная, McPherson|независимая, пружинная, McPherson| |Задняя подвеска|полузависимая, пружинная|полузависимая, пружинная| |Передние тормоза|дисковые, вентилируемые|дисковые, вентилируемые| |Задние тормоза|барабанные|барабанные| |Шины|175/70 R13, 175/65 R14, 185/60 R14|175/65 R14, 185/60 R14| |Максимальная скорость, км/ч|160|175| |Время разгона 0 - 100 км/ч, с|13,3|12,0| |Расход топлива, л/100 км, смешанный цикл|7,8|7,5| |Емкость топливного бака, л|50|43| |Топливо|бензин АИ-95|бензин АИ-95| |\ Со сложенными задними сиденьями - до уровня стекол||| |\\ Со сложенными задними сиденьями - до потолка|||По обзорности универсалы близки, но оценку "одиннадцатой" подпортили громоздкие задние подголовники. А вот у Калины их нет ни в одной из версий - это чревато серьезными травмами при наезде сзади.|Автомобиль|Суммарный угол обзора, град.|Суммарный угол "слепых" зон, град.| |Лада Калина|275,5|84,5| |Лада 111|282,5|77,5|Что почем? Лада Калина с кузовом универсал пока продается в единственной комплектации Норма с восьмиклапанным мотором 1.6 (81 л.с.), электроусилителем руля, центральным замком и передними электростеклоподъемниками. Цена - 257500 рублей. Калины в комплектациях Стандарт (без электроусилителя) за 246809 рублей и Люкс (с двумя фронтальными подушками безопасности и АБС) от 285085 рублей, а также универсалы с 89-сильными моторами 1.4 (от 276020 рублей за версию Норма) появятся в продаже до конца года. Но пока даже 1600-кубовую Норму найти непросто - автомобили приходят небольшими партиями и тут же раскупаются. Универсал Лада 111 найти тоже трудно: в начале года завод резко сократил производство этой модели и машин у продавцов с каждым днем становится все меньше. Рекомендованные цены начинаются от 268300 рублей за автомобиль с тем же восьмиклапанным мотором 1.6 (81 л.с.) в комплектации Норма (центральный замок, передние электростеклоподъемники), но таких машин в наличии уже мало. Сложно отыскать и "одиннадцатую" в версии Люкс с противотуманными фарами, бархатной обивкой салона и подогревом передних сидений за 276920 рублей. Зато у продавцов есть универсалы с шестнадцатиклапанными моторами (89 л.с.), которые стоят дороже на 8860 рублей и 12260 рублей соответственно, но в условиях дефицита дилеры без зазрения совести приплюсовывают к ценникам до 10 тысяч рублей. Гарантия на переднеприводные Лады - 3 года или 50000 км пробега, но почти все дилеры предлагают расширить ее до 5 лет и 75000 км при условии обслуживания только на своих станциях. Что еще? Если нужен универсал, а денег в обрез, то у россиян есть уникальная возможность всего за 173 тысячи рублей (4660 евро!) купить ВАЗ-2104 - заднеприводную "четверку" ижевской сборки. Сейчас такие машины оснащаются моторами 1.6 (75 л.с.) и передней панелью, сиденьями, решеткой радиатора и бамперами от седана ВАЗ-2107. Универсальная "классика" отличается довольно вместительным (от 375 до 1340 литров) и легко моющимся багажным отделением - настоящая рабочая лошадка. А если главное - это объем багажника, то можно присмотреться к семиместному универсалу ГАЗ-310221 Волга, мелкосерийное производство которого возобновилось после недолгого перерыва. Заказать такую машину с двигателем Chrysler (2,4 л, 137 л.с.), гидроусилителем руля, передними электростеклоподъемниками и противотуманными фарами можно будет с конца апреля за 296200 рублей. Объем багажника - от 465 до 1510 литров. А самый доступный универсал среди иномарок - это компактная Skoda Fabia Combi, которая практически не уступает Волге по вместимости: объем ее багажника варьируется от 480 до 1460 литров! Но за такую машинку со скромным моторчиком 1.2 (69 л.с.), одной подушкой безопасности и усилителем руля просят уже 369 тысяч рублей. Scriptio: Ярослав Цыпленков, Павел Карин.