Важные вещи, которым стоило бы учить в автошколах
Прежде начинающий водитель мог впасть в ступор, выехав на магистраль, куда доступ во время обучения был для него закрыт. Соблюдение дистанции, езда в колонне, безопасные перестроения, обязательный мониторинг обстановки по зеркалам заднего вида, оценка скорости приближающегося сзади транспорта, в том числе мотоциклов и другие важнейшие тонкости приходилось постигать в процессе «взрослой самостоятельной» жизни. С 2020 года езду по трассам включили в программу обучения, однако пробелы в образовании по-прежнему остаются.
Оформление ДТП
«Пообтесавшись» на дороге, привыкнув к машине и начав чувствовать себя относительно уверенно, автомобилисты нередко оказываются во власти опаснейших иллюзий – им начинает казаться, что они все умеют и «пилотируют» лучше большинства соседей по потоку. Если поддаться этим грезам и вовремя не посмотреть на себя объективно, можно угодить в аварию. В случае ДТП придется заполнять Европротокол или вызывать ГИБДД. Знают ли испытавшие сильный и вполне объяснимый стресс выпускники автошкол, как правильно и без ошибок заполнить документ или верно взаимодействовать с сотрудниками полиции и другим участником коллизии?
Скажем больше – в состоянии сильного волнения на грани паники водители могут совершать смертельно опасные действия, например, находиться на проезжей части с мыслью о том, что они заметны для других автомобилистов и их обязательно объедут. Это большая ошибка! По данным издания «За рулем», только в столице за период с января по октябрь 2020 года погибло 17 человек, которые всего лишь оформляли мелкое дорожно-транспортное происшествие прямо на дороге или находились рядом со сломавшейся машиной.
Общение с сотрудником ГИБДД
Другая тема, к которой следует готовить абитуриентов – контакт с представителями власти. Понятно, что при общении с гаишником следует быть вежливым, адекватным и передать ему для проверки документы на автомобиль и водительское удостоверение. Но как в свою очередь должен вести себя сотрудник ДПС? В чем заключается разница между осмотром и досмотром, имеет ли право представитель ППС проверять документы у автомобилистов и разрешается ли снимать людей в форме на смартфон или видеорегистратор?
Наконец, каков порядок медицинского освидетельствования, по итогам которого трезвый и ни в чем не виноватый гражданин может остаться без «прав»? Ответы на все перечисленные вопросы, конечно, есть в интернете, но, увы, нередко, люди обращаются к ним уже оказавшись в сложной, неприятной или просто совершенно новой для себя обстановке.
Опасные ситуации
Рискнем предположить, что в большинстве случаев начинающие автомобилисты обретают опыт и набивают шишки, учась лишь на собственных ошибках. На наш взгляд, следует как минимум оповещать их о возможных опасных ситуациях, возникающих на дороге. Каких именно? Например, о сценарии, когда едущий параллельным курсом автомобиль вдруг начинает резко тормозить – верный признак появлении на проезжей части невидимого для вас пешехода. Или рассказывать об опасностях, подстерегающих в солнечную погоду. Казалось бы, какие невзгоды могут быть при хорошем освещении в отсутствии дождя или тумана? Начнем с того, что езда против солнца дискомфортна, а иногда по понятным причинам опасна. Если небесное светило находится позади вас, то следует понимать – навстречу движутся полуслепые тонны железа. Рекомендуется быть начеку, двигаясь, параллельно деревьям. В солнечную погоду они могут отбрасывать на дорогу столь черные тени, что в них легко спрячется пешеход.
Другой тревожный эпизод – резкое появление пробки на магистрали. Для водителя, чье внимание усыплено равномерным монотонным ритмом движения с постоянной скоростью свыше 100 км/ч, затор иногда оказывается неприятным сюрпризом. И замечают его довольно поздно. Интенсивность замедления едущих впереди – другая неожиданность. Вы видите загоревшиеся стоп-сигналы, но лишь через считанные мгновения осознаете, что едущий перед вами автомобилист жмет в пол со всей силы. Отсюда железное правило соблюдать дистанцию и рекомендация включать «аварийку» перед пробкой, дабы подлетающие сзади заранее начали тормозить.