Опубликовано 30 ноября 2016, 19:20

УАЗ: 75 лет, три модели и крутые прототипы

Ульяновскому автомобильному заводу в этом ноябре исполняется 75 лет. Красочная дата, брутальное предприятие и честные автомобили. Вспоминаем историю легендарного производителя.

Ульяновскому автомобильному заводу в этом ноябре исполняется 75 лет. Красочная дата, брутальное предприятие и честные автомобили. Наверное, именно уазики, как никакие другие машины, все это время воспитывают и в себе, и в рабочих на конвейере, и в нас, покупателях, настоящий русский характер.

Официальная история УАЗа прекрасно изучена. Хоть завод и выпустил радостный пресс-релиз о выпуске за эти годы «около пяти миллионов автомобилей 250 модификаций», мы-то понимаем, что настоящих своих моделей у завода было три: УАЗ-452 («головастик/буханка»), УАЗ-469 («козлик») и УАЗ-3160 (сегодня его очередная итерация называется «Патриот»). Еще раз: три (!) модели за 75 лет. И, конечно, 250 их разнообразных модификаций.

По сути, автозавод не очень-то и виноват в таком слабеньком разнотравье и обновлении модельного ряда. Почти все, что здесь производилось, уходило в Советскую армию и другим силовикам. А «калаш», как известно, он и в Африке «калаш» — хорошая армейская вещь может выпускаться и полвека, и целый век. Хоть и в разных модификациях.

Но можно же пофантазировать! А что было бы, работай УАЗ все эти годы не только на военных, но и на открытый рынок?

УАЗ-3170, −71, −72 (перспективный «козлик»)

УАЗ: 75 лет, три модели и крутые прототипы

«А как на нашего Буншу похож!..». Согласитесь: перспективный УАЗ-3172 первой серии внешне чем-то напоминает Range Rover. Машины из этого проекта могли сменить на конвейере УАЗ-469, заслуженный, но обладавший многими недостатками. Автомобиль должен был получить неразрезные ведущие мосты с редукторами внешнего зацепления, зависимые переднюю и заднюю пружинные подвески, дифференциальную раздатку, смещенный за переднюю ось и вправо двигатель, привод переднего моста слева. Все это здорово улучшило бы эргономику, центр тяжести был бы понижен.

УАЗ: 75 лет, три модели и крутые прототипы

Интересно, что платформа проектировалась с таким расчетом, что на ней же можно было затем построить и новую «буханку» 3770.

УАЗ: 75 лет, три модели и крутые прототипы

Эти автомобили проектировали в 70-х. Что прекрасно видно по стилю — посмотрите на изящную сужающуюся к верху заднюю стойку. В начале 80-х советские чиновники, вроде бы, наконец решили начинать производство одного из прототипов... А потом — р-рраз! — и передумали.

УАЗ-3972 (перспективная «буханка»)

УАЗ: 75 лет, три модели и крутые прототипы

Продолжение истории с автобусом/фургоном/бескапотным 1,5-тонным грузовиком. Последний, кстати, мог бы стать предшественником «Газели». От перспективного УАЗ-3770 к середине 80-х уже успели отказаться. Завод и Министерство автомобильной промышленности все время оглядывались на военных: желание основного заказчика в Ульяновске всегда было законом. А военным, как оказалось, вообще ничего не было нужно! Их вполне устраивала 452-я «буханка».

Короче говоря, новое поколение, как много лет назад, завод опять начал рисовать по собственной инициативе. В начале 90-х двадцатилетняя работа окончательно остановилась. Все это время инженеры выкраивали буквально по миллиметру относительно удобную компоновку силового агрегата. Но, даже, вроде бы, решив компоновочные проблемы, денег на производство так и не нашли.

УАЗ: 75 лет, три модели и крутые прототипы

УАЗ-3727

Еще более прямым предшественником газовских полуторатонных машин мог бы стать УАЗ-3727. Эту машину — уже, как мы видим, не вагонной компоновки; передняя ось смещена вперед, туда же уехал весь силовой агрегат, а инженеры закончили мучиться с размещением на одном пятачке водителя, пассажира и двигателя — начали рисовать в конце 80-х годов. На полигоне гоняли прямые аналоги — Renault Master и Iveco Daily. Для автомобиля хотели спроектировать и новые моторы, в том числе дизель.

УАЗ: 75 лет, три модели и крутые прототипы

Машина получилась гораздо современее «Газели» — с несущим кузовом, независимой передней подвеской, реечным рулевым механизмом и с дисковыми тормозами.

Вообще-то автомобиль собирались производить в Кировабаде (Азербайджан) и в Польше; из Ульяновска, с моторного завода, для него должны были приходить силовые агрегаты. Затем Азербайджан стал независимым, Польша тоже сказала: «Do widzenia! До свидания!». И автомобиль решили делать в Брянске. На заводе, выпускавшем, например, такое:

УАЗ: 75 лет, три модели и крутые прототипы

В Брянске и удивились, и обрадовались — в самом конце 80-х армейских заказов там стало гораздо меньше, а людей на автозаводе надо было чем-то занять. Только кредиты на нормальное производственное оборудование завод не получил, с поставщиками комплектующих тоже не договорился. А сделанные примерно две сотни автомобилей растворились в море резко стартовавших «Газелей».

Автомобиль на все случаи жизни: выбираем пикап.

Автомобильные новости